Шесть типов офисных вампиров

Почти в каждом коллективе есть человек (а то и несколько), который вызывает раздражение. Как научиться общаться с ними, не испытывая стресса?

Почти в каждом коллективе есть человек (а то и несколько), который вызывает раздражение. Как научиться общаться с ними, не испытывая стресса?

Как правило, раздражает какая-то одна черта. И проявляет ее этот человек всего несколько минут. Но состояние дискомфорта от общения с ним длится порой целый день. Таких людей еще называют энергетическими вампирами.

Однако все дело в том, что обычно мы неправильно реагируем на ситуацию, которая вызывает раздражение. Сознание то и дело возвращается к ней, и мы раскачиваем свою нервную систему, как больной зуб, испытывая боль и какое-то мазохистское удовольствие.

Фото: ImageSource/Fotolink
Фото: ImageSource/Fotolink

Обуздать агрессора

Тяжелее всего выносить рядом с собой человека, у которого внутри все бурлит от злости. Он может периодически срываться и кричать, топать ногами, размахивать руками, пугая окружающих. Или, затаившись, вынашивать свою ненависть, чтобы в неожиданный момент холодно и жестоко припечатать свою жертву.

Что делать? Если вы сидите, а агрессивный человек стоит, тоже поднимитесь, чтобы не смотреть на него снизу вверх - это подавляет вас и распаляет его. Посмотрите ему в глаза - достаточно долго, но не слишком пристально, чтобы он не воспринял это как угрозу нападения. Улучив момент, произнесите спокойным тоном: «Вы правы». Неважно, что вы добавите к этим словам, допустим: «У вас есть основания разозлиться». Но при словах «вы правы» разбушевавшийся человек остановится. Ведь он хотел с налета выбить дверь, а она открылась сама. И когда агрессор немного сбавит темп, скажите: «Говоря таким тоном, вы очень обижаете меня».

Почему-то эти слова тоже действуют усмиряюще на необузданных людей. Вроде бы они того и добивались - обидеть другого, но признаться в этом может только самый безумный истерик.

Из мухи слона

Есть люди, которые всего боятся. При малейших изменениях жизни или работы они впадают в панику. Часто при этом тревожные люди пользуются слухами, строят домыслы. Допустим, прошла информация о возможном сокращении в компании. Скажем прямо, неприятные новости, и каждый, примеряя эту ситуацию на себя, пребывает далеко не в лучшем настроении.

Паникер накручивает себя и других, рисуя самые страшные картины. После общения с ним начинаешь чувствовать тревогу и бессилие. Обычно такого человека грубо обрывают. И делают еще хуже, потому что уровень тревоги у него увеличивается. И через какое-то время все повторяется.

Что делать? Спокойно поговорить с этим человеком: «Что конкретно вас беспокоит?» Пусть высказывает свои страхи до тех пор, пока они у него не иссякнут. Потом можно спросить: «А есть ли другой сценарий событий? Например, никакого сокращения не будет. Или оно минует именно вас». Если и это не успокоит паникера, то спросите: «Что конкретно сейчас вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?» Как правило, человек приходит к выводу, что надо лишь терпеливо ждать развязки событий. Или срочно искать другую работу. Что тоже неплохо: действия, как правило, гасят тревогу.

Птица-говорун

Своим занудством эти люди могут довести до белого каления человека даже с ангельским характером. Они говорят, говорят, говорят, при этом - ничего по существу. И вы вынуждены терять время и ждать, пока этот болтун дойдет до сути того, что хотел сказать. Причем иногда он сам забывает и останавливается: «Ой, о чем это я?» Существует такая особенность психики: некоторым людям просто необходимо думать вслух.

Что делать? От общения с занудой сильно устаешь, поэтому, разговаривая с таким человеком, надо поставить жесткие рамки. Когда начинается его поток сознания, посмотрите болтуну в глаза и назовите его по имени. Это вызовет хотя бы секундную паузу. Предложите ему: «Сформулируйте, пожалуйста, самое главное, что можно было бы рассказать за полминуты». Или: «О деталях поговорим позже. В чем суть вашей идеи?» Если вы чувствуете, что увязаете в водовороте слов, скажите: «Давайте сделаем перерыв. А потом вернемся и потратим всего пять минут на обсуждение». В крайних случаях можно сослаться на занятость и предложить прислать основные идеи по электронной почте.

Все люди - враги

Бывает так, что некто вас просто невзлюбил. Может, он составил представление о вас только по одному поступку, который произошел давно, может, когда-то вы его чем-то обидели, а может, просто напоминаете какого-то его неприятного знакомого. Но человек этот ворчит, огрызается, посмеивается. Редко кто может хладнокровно реагировать на такое поведение: оно буквально лишает сил.

Что делать? Обычно, замечая такое отношение, мы отвечаем человеку точно так же, тем самым увеличивая его враждебность. Или стараемся «выяснить отношения», расспрашивая его: «Что с тобой? Почему ты так ведешь себя?» Второй прием тоже не срабатывает, потому что враждебно настроенный к вам человек чувствует в этих словах вызов. Лучше задать ему вопрос в нейтрально-риторическом тоне: «Что-то случилось?» А если это не поможет, то скажите «врагу»: «Я заметила, что раздражаю вас. Я могу как-то изменить свое поведение, чтобы вы стали относиться ко мне лучше?» Как правило, это приводит человека в смущение, ведь он привык действовать исподтишка и не готов в открытую обсуждать такие вопросы.

Все фиолетово

Эти люди ни во что не вмешиваются, не любят общаться, им безразлично все, что происходит вокруг и не касается непосредственно их. К ним бесполезно обращаться за сочувствием, пониманием. Таким людям вообще приятнее общаться с машинами и автоматами, чем с братьями по разуму.

Что делать? Оставить их в покое. Не хотят участвовать в корпоративных вечеринках, мероприятиях - пусть сидят за своим любимым компьютером. Им безразлично, кто возьмет верх в конфликте директора и заместителя - не вовлекайте их в борьбу. Если все-таки хотите общаться с таким человеком, то говорите с ним на его языке. Попросите проанализировать ту или иную ситуацию, просчитать все pro и contra.

«Я - лучший-прелучший!»

Эти люди всегда хотят быть в центре внимания, добиваются его любой ценой. У них всегда все самое лучшее: работу они выполняют быстрее и профессиональнее всех, дети у них самые умные, талантливые и красивые, муж такой внимательный и заботливый, каких свет не видывал. Бесконечная болтовня об этом утомляет и раздражает.
Что делать? Это особый тип личности - истероидный. И чтобы остановить их фонтан бахвальства, нужны очень сильные средства. Сначала надо согласиться с этим человеком: «Да, это здорово! Замечательно!» - иначе он вас просто не услышит. А когда бахвал остановится, можно сказать достаточно резко: «Но все уже устали слушать постоянные доказательства, что вы супер. Не стремитесь вырывать у нас признание силой».

Не бойтесь ранить такого человека слишком глубоко: как правило, личности этого типа - люди весьма поверхностные. И все, что не касается восхвалений, они просто не берут в голову надолго.

Скорая помощь при раздражении

  • Медленно, считая глотки, выпить стакан воды. ( Кстати, раздражение иногда возникает от обезвоживания.)
  • Сосредоточить свое внимание на дыхании.
  • Нарисовать на листке бумаги человека, который вас раздражает, и заштриховать его.
  • Проделать упражнение «Поплавок в океане»: вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несет вас ветер. Большая волна иногда накрывает вас, но потом вы вновь выныриваете на поверхность. Ощутите волны, тепло
    солнца, капли дождя, подушку моря, поддерживающую вас.

Фото: ImageSource/Fotolink