Джейсон Стэтхэм: «Я научу Бонда пить пиво»

Он торговал поддельными духами на лондонских улицах, участвовал в Олимпийских играх, прославился ролями в боевиках, а войти в историю собирается под именем Агента 007. Кинокритики считают, что у мошенника со стажем Джейсона Стэтхэма действительно есть все шансы примерить роскошный костюм Джеймса Бонда.

Он торговал поддельными духами на лондонских улицах, участвовал в Олимпийских играх, прославился ролями в боевиках, а войти в историю собирается под именем Агента 007. Кинокритики считают, что у мошенника со стажем Джейсона Стэтхэма действительно есть все шансы примерить роскошный костюм Джеймса Бонда.

Настоящие медали и поддельные духи

Джейсон Стэтхэм — личность загадочная. И журналисты в этом убедились еще тогда, когда пытались раскопать подробности биографии начинающей звезды. Им пришлось нелегко, потому что из разных источников поступали совершенно разные факты.

Его мать была портнихой или танцовщицей. А временами выступала в уличных ансамблях. Отец — известный певец, а может быть, боксер или даже владелец скромного нелегального бизнеса, связанного с обменом валют. Впрочем, вполне вероятно, что он занимался продажей контрафакта и по пятницам пил пиво с крайне подозрительными и хорошо известными британской полиции личностями. Одно можно сказать точно — семейство Стэтхэмов никак нельзя назвать обычной английской семьей.

Джейсон в самом деле вырос на улице. Родители меняли профессии одну за другой и не всегда угадывали с направлением. И пока каждый из них искал себе какое-то применение, Джейсон с братом были предоставлены сами себе. Временами для мальчишек лучшей школой становилась улица, где бесплатно можно и курс молодого бойца пройти, и овладеть актерским мастерством, и научиться зарабатывать карманные деньги. Джейсон с девяти лет продавал на самых оживленных перекрестках китайский парфюм и фальшивые драгоценности — это было очередное мероприятие его неуемного отца. По вечерам наматывал круги по бассейну и прыгал с вышки. С утра вновь на улицу, демонстрировать весь драматический талант для того, чтобы за пару фунтов продать «Шанель» очередной студентке.

Уже почти 12 лет он входил в национальную сборную по прыжкам в воду и таков же был его стаж уличной торговли, когда однажды после соревнований к нему подошел рекламный агент. Тот искал крепкого, мужественного молодого человека для рекламы джинсов, и уже на следующий день Джейсон получил предложение.

Content image for: 441571

«Требуются настоящие жулики»

Гай Ричи искал парня с характером. Настоящего мужчину с внешностью вышибалы из ночного клуба, на котором одинаково хорошо сидят смокинг и джинсы. Кроме того, для своего нового детища он искал совершенно нового героя без фильмографии. Вот только выпускники киношкол все, как один, копировали голливудских мачо. На пробы приходили второсортные Иствуды, Сталлоне и даже Бандерасы.

Однажды вечером один из продюсеров познакомил его с моделью, который снимался в рекламе его оптовой компании по продаже одежды. Молодой человек явно не выспался и вряд ли успел позавтракать, был небрит, опасно молчалив и сурово смотрел исподлобья. Но постепенно они разговорились, Стэтхэм поведал режиссеру о своем таланте втихювать прохожим кривобокие подделки и даже умудрился пару из них тут же продать собеседнику: якобы «настоящие» и «только сегодня полученные из уцененной партии». Когда Гай Ричи положил кошелек на место, он понял, что этот спортсмен-мошенник его мастерски обманул и заодно — обеспечил себе место в новом боевике. Без проб и сомнений.

Гай Ричи был в восторге. Его новый знакомый оказался отличным парнем, прошедшим неплохую уличную подготовку. А таких было уже немало среди его лучших актеров. «Гаю нужен был подлинный характер. И это был я, потому что таким вещам не учат в драматической школе». Позже, когда у режиссера спросят о секрете создания его хитов, он ответит: «В моем фильме жулики самые настоящие!».

После премьеры «Карты, деньги, два ствола» Джейсон Стэтхэм проснулся звездой и знал наверняка, что карьеру уличного торговца можно считать завершенной. А уже на следующее утро ему вновь позвонил Гай Ричи и сказал, чтобы тот не расслаблялся и готовился к новым съемкам. Впереди — целая непокоренная планета.

«Кино — забавная штука, — расскажет он спустя пару лет. — Кто-то к тебе подходит, кто-то звонит, вручает контракт, платит деньги только за то, чтобы ты как самый счастливый мальчишка на свете помахал пистолетом и поцеловал какую-нибудь красотку. Я вообще не участвовал в этом процессе, просто выкладывался на съемках, а то, что происходило вокруг, совершенно меня не касалось».

«Смесь тестостерона и надежности»

Роли давались легко, к тому же играть приходилось самого себя. Его герои были мошенниками с очень гибкой совестью и достаточно свободной трактовкой законов. «Нельзя, но если очень хочется, то можно» — как раз про них. Неудивительно, что сначала он стал сугубо «мужской» звездой, его трехдневная щетина и бритая голова украсили обложки всех мужских журналов, а на интервью он сотни раз рассказывал о системе своих спортивных тренировок. И только позже его обаяние добралось до женской половины человечества. «Смесь тестостерона и надежности» — такое определение до сих в ходу и льстит самому актеру.

Гай Ричи не мог так просто отпустить Джейсона. Актер снялся в «Большом куше» и уже в процессе съемок стало понятно, что среди его козырей припрятана не только сногсшибательная харизма. Он играл Турка, организатора подпольных боев, и в какой-то момент из актера второго плана он выбрался в самый центр и стал главным рассказчиком. Неудивительно, что после премьеры большинство приглашений было уже из Голливуда.

Он перебрался на другой материк, но первые пара ролей оказались очень посредственными. Какие-то перспективы появились перед съемками «Противостояния» — Джейсону довелось встретиться с самим Джетом Ли. Их совместная работа кое-чему научила начинающего актера. В мире экшенов больше всего ценится тот, кто сам выполняет свои трюки, а не полагается на мастерство каскадеров. С этого момента он увеличил физические нагрузки и решил, что в следующем фильме все драки будут за ним.

Случай не заставил себя ждать, и вскоре в полку самых известных голливудских злодеев появился новый персонаж — убийца-психопат по прозвищу Монах из фильма «Костолом». Именно после него Стэтхэму с другого материка позвонил французский режиссер Люк Бессон. Начинались съемки франко-американского боевика «Перевозчик», и главную роль Бессон уже писал специально для Джейсона.

Джейсон с невестой Рози Хантингтон-Уитли
Джейсон с невестой Рози Хантингтон-Уитли

Теперь имя Джейсона Стэтхэма знали не только поклонники британских гангстерских комедий. У актера появился азарт, и он уже был готов сниматься в чем угодно, лишь бы было весело. Он впервые появился в мелодраме — «Лондоне» Гюнтера Ричардса. Мало того что амплуа было в новинку, так еще и парик пришлось надеть. А затем Гай Ричи позвал в свой очередной продюсерский проект «Револьвер». Позже с ним связались режиссеры Брайан Тейлор и Марк Невелдайн и за обедом рассказали о своем собственном сценарии «Адреналин».

Казалось, фильм был обречен на провал. Идея в том, что главный герой во сне получает дозу сильнодействующего яда и, чтобы не умереть, ему приходится поддерживать максимально высокий уровень адреналина. Напряжение царило и на съемочной площадке — не выключающиеся ни на минуту камеры, ящики с энергетическими напитками и изнуряющие трюки. Реализовать это технически было почти невозможно, шансы на успех стремились к нулю, и спасти картину могло только актерское мастерство. В конце дня у актера не было сил даже на ужин. Но результат того стоил — после съемок в продолжении «Адреналина» его будущее было обеспечено ролями на несколько лет вперед. Только в течение этого года стартует пять фильмов с его участием.

Джейсон научился мастерски обращаться с холодным и огнестрельным оружием, драться так, как будто всю жизнь изучал восточные единоборства. Его герои по-прежнему серьезны и молчаливы — можно по пальцам пересчитать все те случаи, когда он улыбался в кадре. Иногда кажется, что и вне съемочной площадки он так же хладнокровен, но друзья утверждают, что у него отличное чувство юмора. А дома он превращается в гостеприимного хозяина и может приготовить первоклассный ужин к приезду своей невесты, британской модели Рози Хантингтон-Уитли.

У Стэтхэма нет ни одной награды — ни «Оскара», ни «Золотой малины». Его не выдвигают ни на звание лучшего, ни на звание худшего. Ясное дело, что никакому актеру этот факт не прибавил бы уверенности в себе. Сейчас он решительно настроен изменить свое амплуа. «Все дело в том, что я слишком скромный парень», — без лишней скромности говорит Джейсон.

Сейчас среди его самых амбициозных планов — главная роль в ремейке печально известного фильма «Ворон», на съемках которого погиб Брэндон Ли. А также появление в бондиане, которое, по слухам, уже вполне реально.

«Да, я мечтаю заполучить роль Джеймса Бонда, — рассказывает актер. — Наверное, кто-то подумает, что я не такой элегантный джентльмен и мне бы всю жизнь играть костоломов, попивающих пиво в трактирах, но когда-то же надо разрушать привычные стереотипы. Так что, может быть, я смогу научить Бонда пить пиво, ходить в тапочках и вообще стать немного проще?».

Фото: All Over Press