История советского шампанского

Новый год — отличный повод поддержать отечественного производителя. Несмотря на то что шампанское считается французским продуктом, у нас тоже есть свои игристые вина. Не самые плохие, между прочим, а уж какая богатая и драматичная у отечественного шампанского история!

Новый год — отличный повод поддержать отечественного производителя. Несмотря на то что шампанское считается французским продуктом, у нас тоже есть свои игристые вина. Не самые плохие, между прочим, а уж какая богатая и драматичная у отечественного шампанского история!

Русское шампанское

Родиной шампанского считается Франция — именно там, в провинции Шампань в середине XVII века было впервые приготовлено это игристое вино. В России в те времена тоже были свои игристые вина, но шампанскими их, конечно же, еще никто не называл. Вина готовили на Дону жители казачьих станиц Цимлянской и Кумшатской. Эти шипучие напитки получили довольно широкое распространение. Кутузов запивал Цимлянским вином победу над Наполеоном, а Пушкин упомянул в «Евгении Онегине»: «…в бутылке засмоленной/ Между жарким и бланманже/ Цимлянское несут уже». Разумеется, никакого французского опыта отечественные виноделы не перенимали — это было их собственное изобретение.

Первое документальное упоминание о русском шампанском зафиксировано в 1799 году. В городе Судаке (Крым), в имении академика П.С. Палласа были проведены первые опыты по выпуску шампанских вин. Спустя десять лет производство крымского шампанского было поставлено на промышленную основу. Правда, владелец винодельческого завода купец Крич оказался нечистым на руку и сильно подмочил репутацию российского виноделия. В погоне за прибылью Крич решился на фальсификацию и стал наклеивать на свои бутылки этикетки и товарные знаки французской фирмы «Редерер». Об этой махинации стало известно императору, и в 1848 году предприятие закрыли.

Хорошо, что на юге Крыма оставалось еще одно производство: с 1840 года шампанское также изготавливали в местечке Ай-Даниле (Святой Даниил), что недалеко от Гурзуфа. Это было имение графа Михаила Воронцова. Судя по сохранившимся отзывам, вино было не хуже французского. Однако Крымская война нанесла немалый урон производству шампанского в России: англичане и французы, вступившие в коалицию с Османской империей, целенаправленно вырубили в Крыму все сортовые посадки винограда, уничтожили технологическое оборудование и документацию с данными о многолетних наблюдениях и тонкостях производства высококачественных вин.

Большой куш

Спустя несколько десятилетий за возрождение русского шампанского взялся князь Лев Голицын. Будучи человеком образованным и незаурядным, Голицын считал виноделие смыслом жизни и тратил на это немалые деньги, время и силы. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы добиться признания. Только в 1900 году на Всемирной промышленной выставке в Париже, проходившей под знаком встречи нового, ХХ века, партия «голицынского» шампанского произвела настоящий фурор.

Дегустация на выставке проходила вслепую — бутылки были обернуты фольгой и имели номера. Все негласно ожидали, что победит вино французской компании, и каково же было удивление, когда под защитной этикеткой бутылки-победительницы оказалось: «Новый Свет, завод князя Голицына». Это был триумф: русское шампанское завоевало Гран-При и большую Золотую медаль. Так князь Голицын по праву стал считаться основоположником российского промышленного шампанского виноделия.

Народный напиток

Казалось, что 1917 год навсегда поставил крест на русском шампанском: винные подвалы князя Голицына, скончавшегося за год до Октябрьского переворота, были опечатаны из-за финансовых трудностей; французские специалисты ретировались на родину, прихватив с собой всю документацию. А рабочим и крестьянам ни к чему было шипучее вино, в котором купались буржуи и аристократы. В стране буйствовали экономический кризис, разруха и голод, действовал «сухой закон».

Спасти отрасль помог русский ученый, химик-винодел Антон Михайлович Фролов-Багреев. В момент Октябрьской революции он был заведующим производством на заводе игристых вин в Абрау-Дюрсо. Строители коммунизма посчитали, что собственное шампанское все-таки должно быть в стране, и хорошо было бы превратить напиток из «буржуйского» в «народный». Ученый модернизировал французский метод производства шампанского (вместо положенных 15 месяцев теперь оно успевало созреть за 25—27 суток) и сделал игристое вино доступным для широких трудящихся масс.

Шампанизация всей страны

Популяризации шампанского поспособствовал и Иосиф Сталин — он планировал построить заводы по производству шампанских вин в крупнейших городах Союза (считал, что это выгоднее, чем делать вина в одном месте и потом заниматься их дистрибуцией). В 1937 году с конвейера сошла первая бутылка «Советского шампанского», изготовленная по методу Фролова-Багреева.

С этого времени шампанизация всей страны началась активными темпами. Ее результаты были впечатляющими: в 1940 году на трех десятках заводов было выпущено 249 млн. бутылок шампанского. В 1942 году за свою «шампанскую» разработку Фролов-Багреев был удостоен Сталинской премии. С этой наградой связана легенда, которая гласит: когда Иосиф Сталин узнал, что в поданном ему списке на лауреатство есть шампанист, то решил сначала попробовать вино, прежде чем подписать документ. Тут же вождю принесли шампанское, но, продегустировав напиток, Сталин посчитал его слишком кислым. В срочном порядке на заводе вино подсластили ликером. Попробовав новый образец, вождь остался доволен и подписал список лауреатов премии.

Насколько эта история правдива — неизвестно, однако в нашей стране большинство людей предпочитает именно сладкое и полусладкое шампанское (около 50%), полусухое выбирают 30% и лишь 20% — брют, в котором содержание сахара минимально.

Фото: East news, Legion-Media.ru, ИТАР-ТАСС, РИА-"Новости"