К фильмам Квентина Тарантино невозможно оставаться равнодушным. Их ненавидят, категорически не приемлют или же, наоборот, восторгаются и разбирают на цитаты. Если вы, как и мы, выйдя из кинотеатра после очередного фильма маэстро, уже ждете его нового творения, эта статья для вас.
Воспитание ужасами
Мама родила Квентина Тарантино в 16 лет. К тому времени Конни Макхью уже была разведенной женщиной и даже не сообщила бывшему мужу об ожидающемся прибавлении. Через два года Конни снова вышла замуж за музыканта Курта Заступила. Курт работал по ночам, а днем проводил время с друзьями и пасынком. Они без конца смотрели телевизор, и Квентин знал наизусть все популярные сериалы и телешоу. А на досуге семья предпочитала ходить в кино. К пяти годам Квентин вполне мог считать себя киноманом, и больше всего его привлекали смешанные жанры, как, например, комедийный фильм ужасов «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна».
К восьми годам любовь к кино взяла верх над тягой к другим знаниям. У Квентина начались проблемы с учебой, он прогуливал уроки, разыгрывая вместо школы массу сценариев с игрушечными персонажами. Он мечтал стать актером, и школа для него была лишь помехой на пути к мечте. В 15 лет Квентин уговорил маму позволить ему бросить учебу и стал работать в порно-кинотеатре билетером. Однако порно не слишком нравилось молодому киноману: «Большинство подростков думают: «Классно, я в порно-кинотеатре!» — но мне не нравились порнофильмы. Мне нравилось настоящее кино, а не это — противное и дешевое».
После работы Тарантино посещал актерские курсы и параллельно бегал на кастинги, держа в руках резюме с описанными в нем несуществующими ролями. В 22 года Квентин получил работу в видеопрокате. Как вспоминал потом режиссер, эта была лучшая работа до того, как он начал снимать кино. Целыми днями Квентин смотрел фильмы — от спагетти-вестернов до самурайского кино, от Жана-Люка Годара до блокбастеров — и изучал вкусы клиентов. Полученный в прокате опыт пригодился Тарантино, сейчас он вспоминает: «Когда я работал в видеомагазине, я слышал, как родители ругали детей за то, что те все время брали фильмы, которые они уже видели и любят. Ребенок думает: «Зачем брать неизвестно что? Возьму-ка снова эту кассету». Вот и у меня психология ребенка — мне нравится такой подход».
Творчество Тарантино пестрит отсылками к любимым фильмам, на которых вырос режиссер. Его творчество — смесь поп-культуры и артхауса, плод любви к кинематографу во всех его проявлениях.
Неудавшийся писатель
Кроме кино была у Тарантино еще одна страсть. Он любил литературу. И в какой-то момент захотел стать писателем. Но дальше двух глав в своем романе он не продвинулся, зато в разговорах частенько упоминал, что он еще и пишет. И однажды продюсер Лоуренс Бендер, с которым Квентин познакомился на вечеринке, предложил ему писать сценарии. Квентин с азартом подхватил эту идею и провел несколько лет, предлагая свои сценарии голливудским боссам. Он непременно хотел сам снимать кино по своим сценариям и неизменно получал отказы. Вместе с друзьями Квентин снимал любительские фильмы и ждал счастливого случая.
Счастливый случай пришел к Тарантино в образе знаменитого актера Харви Кейтеля. Его заинтересовал сценарий фильма «Бешеные псы», которые Тарантино собирался снять на собственные минимальные средства. Кейтель сумел привлечь к фильму продюсеров и неплохой бюджет. Когда «Бешеные псы» вышли в прокат, зрители в кинотеатрах покидали зал посреди сеанса, не в силах вынести сцену отрезания уха полицейскому. Но это были мелочи, главное, что Тарантино — сценариста и режиссера — заметили зрители и критики. Кстати, насилие, которым изобилуют фильмы Тарантино, в реальной жизни режиссер ненавидит.
Криминальное чтиво
Настоящий успех Квентин получил после выхода «Криминального чтива» в 1994 году. Это сейчас никого не удивить фильмом, состоящим из отдельных новелл, нарушенной хронологией, обилием кровавых сцен и прочими приемами, заимствованными у Тарантино половиной киношного мира. А в начале 90-х это был прорыв. Добавьте ко всему вышеперечисленному длинные диалоги, которые едва ли не более интересны зрителю, чем само действие, потрясающий актерский состав с восставшими из забытья героями, фирменные саундтреки, умение сделать смешным то, над чем смеяться не принято, и вы получите тот самый тарантиновский стиль, которому режиссер и по сей день не изменяет.
«Криминальное чтиво» стало поворотной точкой не только в карьере самого Квентина, но и многих актеров, задействованных в фильме. Ума Турман и Сэмюэль Л.Джексон после этого проекта стали звездами первого эшелона, Джону Траволте роль Винсента Веги вернула звездный статус после десяти лет забвения, а Брюс Уиллис показал всему миру, что ему по плечу не только автомат наперевес, но и драматические роли.
Муза Ума
После «Криминального чтива» Ума Турман, с блеском исполнившая роль Мии Уоллос, стала музой Тарантино. Он сравнивал ее с Марлен Дитрих и называл «своим Клинтом Иствудом». На съемках Ума и Квентин придумали историю наемной убийцы-мстительницы, которую смогли реализовать только девять лет спустя в 2003 году. Ума за это время родила двоих детей, а Квентин уже несколько лет, после вышедшей в 1997 году «Джеки Браун» не снимал фильмов, занимаясь только продюсированием. Отчасти это было связано с неуспехом «Джеки» у зрителей. После «Криминального чтива» к Квентину были особые требования. От него ждали только прорыва.
«Убить Билла» стал бенефисом Умы Турман. Режиссер с любовью перенес свою музу в атмосферу гонконгских боевиков класса «С» со всеми вытекающими последствиями: отсылками к Брюсу Ли, тиграм-драконам, триадам и оябунам. А как хороша Ума в желтом спортивном костюме, как красиво она убивает своих врагов, с песнями, танцами и прибаутками!..
Тандем
Еще один знаковый персонаж в судьбе Квентина — Роберт Родригес. Они познакомились на кинофестивале в Торонто, где Квентин представлял «Бешеных псов», а Роберт — «Музыканта», историю об обаятельном убийце с гитарой в руке. Роберт, как и Квентин, был помешан на кино. Молодые люди быстро поняли, что у них много общего, и начали сотрудничать.
Их первой совместной работой стали «Четыре комнаты», фильм, состоящий из четырех новелл, объединенных общим главным героем — портье Тедом в исполнении Тима Рота. После «Четырех комнат» Квентин снялся у Родригеса в «Отчаянном», предложил ему экранизировать написанный им «От заката до рассвета», снял эпизод в родригесовском «Городе грехов» и воплотил в жизнь глобальный проект «Грайндхаус», состоящий из «Планеты страха» Родригеса, «Доказательства смерти» Тарантино и трейлеров к нескольким несуществующим фильмам.
Фильмы воссоздают атмосферу дешевых кинотеатров 70-х годов и представляют собой что-то вроде сделанных с любовью пародий на низкопробные фильмы ужасов тех лет. Изначально режиссеры планировали показывать два фильма как единое целое, но в таком формате «Грайндхаус» с треском провалился в прокате. Пришлось увеличить фильмам хронометраж и запустить в кинотеатры по отдельности. Сам Тарантино отзывается о «Доказательстве» как о своем худшем фильме, правда, с оговоркой: «Снят он топорно, но все же не так уж плох».
Альтернативная история
Квентин всегда увлекался историей. В школе этот предмет давался ему легче всего. «История как кино», — говорит Тарантино. В 2001 году он задумал снять фильм о Второй мировой войне. Но Тарантино не был бы собой, если бы это было типичное военное кино со сценами героических баталий или историей личной драмы, разыгравшейся в момент исторических сражений.
Режиссер потратил почти семь лет, чтобы написать сценарий к «Бесславным ублюдкам». Он «дорожил каждой страницей сценария, из-за чего сюжет рос и расширялся». У Тарантино получилась искрометная история об отряде евреев, которые убивают нацистов и снимают с них скальпы. А Адольф Гитлер и вся верхушка рейха у Тарантино погибает еще до окончания войны.
Как говорит Тарантино, «заимствуют посредственности, профессионалы — воруют!». В «Бесславных ублюдках», как всегда, масса ссылок на классическое кино. Например, первая сцена фильма почти дословно скопирована из спагетти-вестерна Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой». Шрам у героя Брэда Питта на шее повторяет аналогичный след от виселицы у Клинта Иствуда из «Вздерни их повыше». Расстрел Гитлера и сожжение кинотеатра отсылает к военной драме Элема Климова «Иди и смотри».
Следующая киноидея Тарантино тоже оказалась связана с историей. «Я хочу сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, связанные с рабством, причем сделать его в жанре «спагетти-вестерна». Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка еще не имела дела, потому что она стыдится этого», — говорил Тарантино о своем замысле.
В «Джанго освобожденном» снова блистает Кристоф Вальц, открытый Тарантино в «Бесславных ублюдках». Великолепен Леонардо Ди Каприо в роли Кельвина Кэнди. И бесконечно прекрасен Сэмюэль Л.Джексон в роли старикашки Стивена. Серьезное в «Джанго» совсем рядом со смешным, ужасные страницы истории Америки преподнесены так, как может только Тарантино — под музыку Тупака Шакура.
Квентин говорит, что если в год в мире выходит десять действительно хороших фильмов, можно считать год удавшимся. Что ж, один хороший фильм в этом году уже вышел.
Фото: All Over, East News, Legion-media.ru