Со сцены на подиум: старый добрый гранж

«Он вернулся!» — говорили выходившие с показа Дриса ван Нотена зрители. И самое интересное, что сказано это было не про дизайнера — любителя ориентальных узоров, а про гранж. Хотя, строго говоря, он далеко и не уходил.

«Он вернулся!» — говорили выходившие с показа Дриса ван Нотена зрители. И самое интересное, что сказано это было не про дизайнера — любителя ориентальных узоров, а про гранж. Хотя, строго говоря, он далеко и не уходил.

Показы Anna Sui и Ashish
Показы Anna Sui и Ashish

В 90-х рок-сцена подарила миру не только Курта Кобейна и группу Nirvana, но и создала стиль, который быстро распространился в среде американской молодежи. Малоизвестный в ту пору креативный директор марки Perry Ellis лихорадочно прочесывал ночные клубы Нью-Йорка в поисках вдохновения для своей новой коллекции и неожиданно для самого себя нашел его в гранже. В 1993 году он выпускает на подиум моделей в мятых клетчатых рубашках, растянутых свитерах, сиротских сарафанах в мелкий цветочек в сочетании с атласными кроссовками и тяжелыми «мартинсами». Тогда имя Марка Джейкобса (того самого креативного директора) узнал весь мир. Молодежь была в восторге от его революционной одежды, но консервативные акционеры Perry Ellis приняли решение о его увольнении.

После успеха коллекции Джейкобса, гранж-волна подмяла под себя подиумы всех столиц моды. На ее гребне были в основном молодые дизайнеры, самыми заметными из которых можно считать Анну Суи и, конечно, Марка Джейкобса, к тому моменту уже создавшего свою собственную линию одежды.

Современные звезды тоже любят гранж (на фото Мэри-Кейт Олсен)
Современные звезды тоже любят гранж (на фото Мэри-Кейт Олсен)

Однако следует провести четкое различие. Гранж в XXI веке — уже не тот безбашенный гранж конца двадцатого столетия. Он стал интеллектуальнее, гламурнее, экспериментальнее. Тот же ван Нотен, например, в своей коллекции словно исследует границы мужского и женского, что видно в свободном крое брюк, рубах и жакетов. Характерная для гранжа клетка появляется на органзе, шелке и ламе. И только туфли в стиле Кортни Лав напоминают о том старом гранже 90-х. Показ коллекции 3.1 Phillip Lim был настоящим мастер-классом по многослойности, характерной для гранжа. А Ashish занялись поисками в области силуэта.

Второе пришествие гранжа вовсе не удивительно — стоит лишь почувствовать свободу, которую он дарит. Разрешено абсолютно все: гольфы с туфлями на каблуке, вязаные объемные свитеры с шифоновыми юбками, грубые мужские ботинки с платьями в цветочек и легинсами в сеточку.

Показы 3.1 Phillip Lim и Acne
Показы 3.1 Phillip Lim и Acne

В момент своего зарождения гранж был странным произведением двух бунтарских культур — хиппи и панка. Подростки, одевавшиеся в этом стиле, были детьми мировых кризисов, презиравшие все, что ассоциируется с богатством и гламуром. Тот гранж, который мы видим на подиумах сейчас, многие называют «гранжевым кутюром», то есть игрой в гранж. Он уже не подкреплен какой-то идеологией, не предлагает чего-то революционно нового и не пытается быть провокацией. Он лишь напоминает нам о тех самых 90-х и показывает, что любой бунт, каким бы масштабным он ни был, когда-то становится всего лишь историей.

Фото: архивы пресс-служб

Slide image for gallery: 2555 | Показ коллекции 3.1 Phillip Lim
Slide image for gallery: 2555 | Наоми Кэмпбелл и Кристен МакМенами для Vogue US, 1992 год
Slide image for gallery: 2555 | Кристен МакМенами и Надя Ауэрман для Vogue US, 1992 год
Slide image for gallery: 2555 | Показ коллекции Ashish
Slide image for gallery: 2555 | Показ коллекции Dries van Noten