Индийские ювелирные бренды — вещь редкая. Украшений в стране пруд пруди, но вот с индивидуальным подходом, с поиском своей «ноты» в хоре голосов — с этим у индийских мастеров напряженка. Волнующееся море индийской красоты с проблесками творческих находок и удач показала ювелирная выставка Signature-2014, которая прошла в канун весны в «бриллиантовой столице» Индии, городе Мумбай. Автор «Леди Mail.Ru» Алексей Остальцев — с репортажем из самого центра событий.
Чем поражает ювелирная Индия? Изобилием и подлинным богатством своих украшений. Современные индусы, как и сотни лет назад, любят очень массивные вещи. Килограммовые колье, ниспадающие на плечи серьги, тяжелые браслеты — все это представлено на десятках стендов Signature-2014. В этом году организаторы выделили специальный зал для украшений из чистого золота — жанр, немыслимый в наших широтах. Кроме того, как обычно, на выставке были представлены многочисленные индийские компании, производящие бриллианты.
Среди производителей, прочно связавших себя с рынком достойной «массовки», оказалась компания Gallant. Вот уже почти сорок лет она производит серебряные и золотые украшения с полудрагоценными и драгоценными камнями. Успех Gallant прост: в пределах 100 долларов вы получаете богатое украшение, которое можно носить хоть в Азии, хоть в Европе. Это недорогой, но эффектный casual. Нечто подобное делали наши костромские ювелирные заводы, пока их не подкосил кризис жанра и кризис финансовый.
Мир высокой ювелирной моды штурмует уже добившаяся успеха за пределами Индии компания Tanishq. Ювелиры этого Дома посвятили себя исключительно свадебным украшениям и работают в двух направлениях: европейском и традиционно индийском, не смешивая их. Индийские коллекции изготавливаются преимущественно из желтого, чистого золота, щедро инкрустированы крупными цветными камнями, из которых наиболее популярны изумруд и рубин. Холодные сапфиры, мелкие чистые бриллианты современных огранок — это что-то за гранью понимания состоятельного индуса, жителя Бангладеш, Пакистана, Ирана или Арабских Эмиратов (туда уходит половина индийского ювелирного экспорта). Поэтому мелкую инкрустацию, миниатюрные формы, сдержанные цветовые решения Tanishq оставили для своих европейских и американских покупателей. По стилю эти «европейские» вещи напоминают итальянские изделия.
Не отстает от своих коллег и Nirav Modi. Компания, носящая имя этого ювелира и коллекционера, ориентируется на классическое искусство Европы. Однако готовые изделия от Nirav Modi так и дышат индийской пышностью. В свое время глава компании много времени отдал бриллиантам. Поэтому среди украшений, выпущенных под брендом Nirav Modi, есть поистине уникальные вещи: например, кольцо-цветок с розовыми и белыми бриллиантами, сердцевина сверкающего «бутона» украшена уникальным зелено-золотистым бриллиантом весом в 1,5 карата. В природе цветных бриллиантов намного меньше, чем чистых. А уж зеленые — вообще небывалая редкость!
Ganjam — ювелирная компания из Бангалора. Юг Индии, некогда покрытый джунглями и породивший легенду о Маугли, оставил богатое эстетическое наследие, откуда черпают свое вдохновение мастера из Ganjam. В своей последней коллекции с французским названием Le Jardin художники сделали акцент на священных для религиозной Индии оттенках пурпура. Лиловые аметисты, турмалины цвета сливовой мякоти, розовые сапфиры — все это воссоздает мифический сад Кришны, где льется музыка и струятся признания в любви между людьми и богами.
Компания Bina Goenka уже давно перешла на рельсы западно-европейской индустрии роскоши. Это выражается во всем: в построении коллекций, в организации выставочного пространства в бутиках, в создании дилерской сети по всему миру. Коллекции Bina Goenka сохраняют традиционную для Индии пышность, однако они далеки от громоздкой массивности. Смелые эксперименты с цветами и формой, трогательные следы кустарности и ручного труда в каждом украшении, подчеркнутое игнорирование строгой классики. Иногда разнородность материалов в одном украшении достигает пика — травяные изумруды в сочетании с редким розовым жемчугом (или кораллом) и золотом самой высшей пробы. От всех этих красот становится ощутимо сладко во рту.
Мусульманские традиции, обогащенные индийской пестротой и жизнерадостностью, видны в творчестве Farah Khan. Другим источником вдохновения для бренда становятся высокие (и несколько подрезающие крылья ювелирной фантазии) требования голливудских звезд кино и музыки. Свои интернациональные дизайны с налетом восточной экзотики художники компании разбавляют украшениями one-of-a-kind. На единичных экземплярах они «отрываются» по полной: крупные камни, богатая инкрустация, популярные в Индии павлиньи мотивы.
Бренд Mirari очень молод. Ему всего 7 лет. Как и многие молодые ювелирные бренды в Азии, Mirari управляется талантливым дизайнером, которой прошел обучение в Европе и США. Такая биография облегчает доступ украшений к западному потребителю, для которого, собственно, и работает Mirari. Пока что компания ищет подходы к Болливуду, но и Голливуд не за горами. Для бренда характерен избирательный подход к богатству индийской ювелирной эстетики: заимствуются отдельные элементы, в украшениях присутствует один главный мотив (например, павлин) и несколько второстепенных (нет привычной для Индии смеси и нагромождения «красот»), плюс продуманный подбор материалов. Одна из последних коллекций — Essentia — все это наглядно демонстрирует.