Русский гламур, бессмысленный и беспощадный

В России гламура нет и, скорее всего, его тут никогда уже не будет. Во всяком случае, при нашей жизни. Потому что гламур, как это ни печально, не может существовать без его носителей, а с носителями, как раз, большие проблемы.

В России гламура нет и, скорее всего, его тут никогда уже не будет. Во всяком случае, при нашей жизни. Потому что гламур, как это ни печально, не может существовать без его носителей, а с носителями, как раз, большие проблемы.

Словосочетание «русский гламур» возможно только в качестве дешёвого прикола для репризы начинающего сатирика, как «нанайский рэп» или «гренландская Ривьера». Всем смешно и - ладно.

Тем не менее, именно это мурчащее словцо - гламурррр - очень любят в современной

российской прессе и на телевидении. «Гламуром» нынче именуют всё (или почти всё), что связано с жизнью богатых, знаменитых и успешных - гламурная party, гламурный макияж, гламурная персона в гламурном прикиде и так далее. Даже есть такой русскоязычный журнал - ‘Glamour'. Небывалый случай - название есть, а явление отсутствует.

Существует много определений гламура, например такое: «гламур (англ. glamour) - «чары», «очарование» - оценочное понятие (оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от взглядов говорящего), означающее близость к общепринятым стандартам роскоши, шикарного, внешне блестящего». Другие источники дают ещё более диковинное определение: «Гламур - это некое волшебное влияние, которое заставляет человека видеть объекты в другом свете, чем они есть на самом деле...» Кроме того, мы можем узнать, что синонимами слова «гламур» в английском языке являются слова «красота» и «привлекательность».

Гламур, помимо того, что это - «волшебство», «очарование» и явная роскошь, это ещё и стиль человека, выросшего в богатстве и не собирающегося никому ничего доказывать. Женщина, чья прабабушка блистала в нарядах от Мадлен Вионне, будет совсем иначе реагировать на лейблы и количество нулей на ценнике, чем юная Людоедка Эллочка, только позавчера получившая доступ к бутиковым радостям. Гламурность нельзя приобрети с налёту, после похода под венец с пузатеньким олигархом. Можно скупить весь товар в Третьяковском проезде, можно даже всё это на себя надеть и назвать «гламуром» и остаться при этом Дунькой из Подушкино.

Во-вторых, гламур - это собственный, продуманный образ, разумеется, ориентированный на новинки мировой моды, но не зацикленный на них. Гламурная дама никогда не наденет модную вещь, которая лично на ней смотрится, как хрестоматийное «седло» на той самой корове.

В-третьих, гламур исторически связан с праздностью, с сибаритством, с тем, что в Италии называют ‘dolce far niente' (приятное ничегонеделание). Так что офисная бизнес - вумен, даже если она вся оденется в ‘Versace' и надушится эксклюзивным ароматом от ‘Jean Patou', гламурнее от этого не станет - это не её стиль жизни.

И, наконец, четвёртое. Гламур всегда стоит дорого - вот с этим вряд ли кто будет спорить. Так что, даже если юная читательница ‘Vogue' приобретёт себе вещичку, почти такую же, как в журнале, но только не ‘Yamamoto', а «маде ин чина», то, увы и ах.
А вот теперь давайте поговорим о том, почему в современной России нет и не может быть гламура. Для этого мы должны вспомнить...историю.

Вы помните, что после Октябрьской революции роскошные, умеющие носить бриллианты, женщины оказались либо расстреляны, либо изгнаны, либо лишены всех этих бриллиантов. Бриллианты потом пошли на построение социализма в отдельно взятой стране, а самым лучшим украшением дамы отныне сделалась красная косынка и кожанка.

Но время шло, а моду и стиль по-прежнему считали буржуазными проявлениями. По-существу единственной представительницей советского сталинского гламура была потомственная дворянка Любовь Орлова. Даже прекрасная актриса Серова, которую многие считали гораздо более красивой, чем Любовь Петровна, не умела так носить костюмы и туфли на каблуках, как это делала графиня Орлова. На Серовой все эти шикарные туалеты, привезённые из-за границы, смотрелись не так эффектно, будто бы «с чужого плеча». Даже супруги дипломатов зачастую не обладали умением элегантно одеваться.

Вот одна из послевоенных легенд. Жёны торгпредов и дипломатов накупили в одном из недорогих магазинов Лондона сногсшибательные платья, в которых и произвели настоящий фурор на весёлой московской вечеринке. Потом, правда, выяснилось, что дамы затоварились не платьями, а нарядными ночными сорочками. Скорее всего, это одна из многочисленных столичных баек, но, как известно, байки не появляются на пустом месте! У советских женщин действительно не было возможностей постигать все эти гламурные - кутюрные премудрости.

Их дочери-шестидесятницы, хотя и танцевали твист в мини-юбках, гораздо больше интересовались Космосом и лирикой Евтушенко, чем «шмотьём» (во всяком случае, так принято было считать).

В 1970-е, а особенно - в 1980-е годы мода, как таковая, перестала быть «врагом социализма» и, хотя, по-прежнему воспевался образ работящей скромницы, но у девушек в фирменных джинсах появился шанс не оказаться в рядах «отщепенок». Женщины с вожделением вдыхали аромат красивой жизни, источаемый глянцевыми страничками немецкой ‘Burda Moden'. Ещё больший восторг вызывали каталоги, типа ‘Quelle' - по ним ничего нельзя было заказать, их просто листали и хранили на самом почётном месте. Мода и стиль приходили в СССР окольными путями...

Именно тогда можно было увидеть юных красавиц - мажорок, которые преспокойно комбинировали норковые шубы с белыми летними джинсами и демисезонными яркими полусапожками. Именно тогда и началось пристальное разглядывание лейблов на штанах собеседника - было даже такое словечко - «фирмà», с ударением на последний слог.

Кстати, наибольшими фанатами этой самой «фирмы» были работники торговой сферы, бармены валютных баров, дамы из персонала гостиниц сети «Интурист». Люди, далёкие от эстетического воспитания, они, имея возможность приобретать все эти белые джинсы к малиновым полусапожкам, диктовали свои вкусы остальному населению...

В конце 1980-х в СССР появились первые «нувориши», а вместе с ними в нашей стране стал формироваться тот убийственный стиль, который впоследствии и назовут «гламуром». 1990-е с их бордовопиджачными братками и их ляльками в «леопардовых» мини-платьях тоже не прошли даром. Символом роскоши всё чаще и чаще становилось всё безвкусное, показное и громоздкое - у братка, живущего одним днём, не возникало желания посмотреть, как живут реально богатые люди на Западе. Да и зачем ему, потрошащему карманы таких же, как он, джентльменов удачи, нужны были все эти стили и образы жизни? Главное, чтобы блестело, ухало и вызывало зависть. В общем, на ляльке - «русский гламур», из колонок - «русский шансон».

Именно такие корни (вернее - их полное отсутствие) имеет гламур в России. Можно ли теперь удивляться, что в нашем обществе в очередной раз произошла явная подмена понятий? Ибо те проявления, которые во всём мире называется «китчем», в России с редкостным упорством вот уже десять лет называют «гламуром».

Года этак с 1997-го слово «гламур» стало популярным - сначала его робко произносили модельеры и декораторы, потом - поп - звёздочки и фотомодели и, наконец, у русского гламура появились свои бытописатели. Быстро войдя в моду и также быстро надоев своим читателям, авторы книг о тяжёлой судьбе новых русских с их «версачами», тем не менее, стали известны всей стране.
Наметился и круг лиц, которых масс - медиа считают гламурными персонами. У них есть всё для этого - и деньги, и сверхдорогие вещи, и незамутнённость сознания, вызванная многолетним ‘dolce far niente'. У них нет главного - они каждое мгновение хотят доказать миру (а прежде всего - самим себе), что они - крутые, что их ‘Louis Vuitton' куплен не на замусоренной барахолке, а в Париже. Местному «гламуру» присуща какая-то суетливая соревновательность, совершенно не свойственная гламуру западному.
Но не всё так страшно. Историк моды Александр Васильев, чьему мнению можно доверять, считает гламурными персонажами балерину Майю Плисецкую, актрису и сценариста Ренату Литвинову и певицу Нани Брегвадзе, а дизайнер Елена Супрун называет ещё актрису Ингеборгу Дапкунайте.

Что ж, возможно, лет через сто, праправнучки рублёвских блондинок научатся спокойному отношению к Dolce&Gabbana, а вместо зазывного мини со стразиками будут носить струящиеся шёлковые платья - под цвет глаз.
Вы думаете - утопия?