«Глупая девушка не сделает карьеру»: все, что вы хотели знать о профессии модели

О чем жалеют модели, к чему стоит быть готовой, если ты сама хочешь работать в этой области, и почему эта профессия куда тяжелее, чем кажется, «Леди Mail.Ru» рассказала Алина Селиванова, проработавшая в моделинге несколько лет.

О начале карьеры

Во время учебы в старших классах из-за моего роста и каких-то общих данных все окружающие твердили, что мне надо быть моделью. Эта идея буквально витала в воздухе. Кроме того, моя старшая сестра была моделью, так что мир моды всегда казался мне очень близким, присутствовал рядом. На первом курсе я пошла в московское модельное агентство, куда меня без проблем приняли, но работа там казалась несерьезной, мною никто не занимался, как следует, так что я достаточно быстро прекратила сотрудничество с ними, решила налегать на учебу. Зато именно через это агентство я познакомилась с моделью, которая была на несколько лет старше меня, и спустя пару лет эта девушка связалась со мной и предложила поехать работать за границу.

Content image for: 498306

Некоторые модели, долго работая в этой сфере, сами иногда становятся агентами или скаутами, ищут новые лица. Они сотрудничают с агентствами и делят с ними процент от заработка модели. Например, агентство берет 25% от гонорара и скаут, который приводит девушку, получает 5%.

Выбор встал между Парижем и Нью-Йорком, и я выбрала Нью-Йорк. Это был уже третий курс университета, мне было 20 лет. Я поехала на каникулы с июля по сентябрь и удачно захватила Неделю моды.

Перед Неделей моды в конце августа начался максимально горячий авральный период. Ты с самого утра и до позднего вечера носишься по кастингам (однажды за один день я сделала 18 кастингов), параллельно идут какие-то примерки, начинаются репетиции. Даже когда начинается сама Неделя моды, кастинги все равно продолжаются. В эти три недели — невероятно много работы, но это именно тот период, когда надо максимально выкладываться.

О кастингах

Могу сказать, что и в Нью-Йорке, и в Сингапуре все кастинги всегда проходят доброжелательно. Иногда, конечно, можно почувствовать негатив со стороны самих моделей. Бывает, что одна из тридцати девушек на кастинге как-то косо или зло посмотрит в твою сторону, но такие модели всегда в меньшинстве, и их поведение всегда перекрывается позитивным доброжелательным настроем. Со мной никогда не происходили эти вымышленные истории, что мне насыпали битое стекло в туфли или подмешали в крем какую-то гадость. Многие модели поддерживают друг друга и становятся близкими друзьями.

О недостатках профессии

Контент недоступен

Единственное, что меня смущало на Неделе моды — девочки 14 лет, которые приходили на кастинги с родителями. Когда их не брали, эти девчонки сидели и рыдали. Им очень сложно принять отказ, к тому же они видят девушек-конкуренток вокруг, видят, какие же все красивые, и, конечно же, начинают сравнивать себя с окружающими. Перед кастингом многие показывают друг другу свои работы в буке (портфолио), съемки, и это сильно бьет по самооценке: у кого-то работы круче, интереснее. После такого некоторые девочки еще сильнее начинают худеть, думая, что именно из-за «лишнего веса» карьера и не складывается.

Это один из недостатков в модельной работе — конкуренция подстегивает, девушки сильно перегибают палку в своих желаниях быть лучше. При этом даже агентство может не просить их худеть, модели сами доводят себя до каких-то крайностей.

О весе

Content image for: 498306

Я помню, что я приехала в Нью-Йорк одновременно с новенькой девочкой из Черногории. Она была очень красивая, но чуть-чуть с мясцом, даже не толстая, но именно с формами. Она и правда была любительницей поесть, чего уж там. Однажды она пришла в модельное агентство с круассаном в руке, и ей спокойно, по-доброму сказали, что не стоит так много есть и что необходимо сбросить вес, если она относится к своей работе серьезно.

У меня была обратная ситуация: я была очень худая, и на моей композитке прибавили несколько сантиметров к объему бедер, попросили не худеть и не загорать.

О финансовых проблемах

В агентстве у моделей замеряют рост, бедра и талию, смотрят на цвет волос и глаз. Мне предложили на мое усмотрение перекраситься в блонд, посчитав, что так мой образ будет более выгодным. Агентство сотрудничало с салоном красоты, где стилисты уже заранее понимали, что с моделью лучше делать.

При этом смена имиджа — не бесплатная опция. Подобные вещи вписывают в расходы модели.

Агентство также выдает моделям карманные деньги, печатает композитки, оплачивает перелет и жилье, но все эти затраты ты потом выплачиваешь из своего гонорара. Иногда модели оказываются в долгах.

Впрочем, в этом можно найти и плюсы: это огромный стимул для модели работать, выкладываться по полной, пробиваться.

Тут очень важен талант агента, букера, который должен понять, куда отправить тебя на работу, который знает, как тебя раскрутить, как сделать тебе имидж, какому кастинг-директору показать.

О работе на Западе и в Азии

Работать на азиатском рынке не очень престижно. Туда мало кто хочет ехать, даже в свой бук никто не вставляет съемки из того же Китая, только если это не суперпрестижный журнал. Но это не относится к Японии, пожалуй, это единственная из азиатских стран, опыт работы в которой приветствуется. 

В Азию все едут на заработки: хорошо платят, много работы и налоги ниже. В Париже, например, они очень высокие. Большая часть гонорара уходит именно на налоги, плюс еще, к примеру, 30% забирает агентство; и по факту ты заработал тысячу евро, а у тебя после всех вычетов остается всего сто. Работа в Китае куда менее престижная: в основном нужно сниматься для лукбуков и каталогов, а на этом карьеру не построишь. Нужно отснять десятки, а то и сотни образов за день, тебя постоянно перекрашивают, причесывают, после пары дней ты абсолютно измождена, а кожа и волосы после таких съемок в ужасном состоянии.

Content image for: 498306

О правах и поддержке

Модельные агентства за границей, в которые приезжает модель, всегда сотрудничают через ее материнское агентство — оно может быть на родине девушки или тоже за границей. Не важно, где находится офис — в России, США или Франции: в стране, в которой работает модель, есть человек, который закреплен за ней и который всегда на связи с материнским агентством. В ситуации какого-то инцидента проблему решают все. Агентство связывается с «материнкой», а «материнка» общается напрямую с тобой и решает проблему.

О «пенсии»

Если раньше девушка в 24—25 лет считалась староватой для работы моделью, то сейчас возрастная планка существенно поднялась.

Неспроста возраст модели никогда не указывается. Одна девочка может выглядеть на 20 лет в 30, а другая в 20 имеет не самый свежий вид. О возрасте часто врут, либо эта тема вообще не поднимается.

Контент недоступен

Если ты хочешь построить модельную карьеру, то больше вероятности сделать это, если ты рано начинаешь. Есть, конечно, люди, которые выстреливают в 24 года, но это один случай на тысячу. Просто у тебя меньше возможности набраться опыта, поработать с крутыми фотографами, у тебя меньше форы и рабочего времени.

Идеальный возраст для начала карьеры — 15—16 лет, на мой взгляд. К 20 годам такие модели уже делают себе имя. На Западе стоит сделать один крутой показ, и твоя карьера идет в гору, ты сразу всем нужна.

Часто так бывает, что мало что зависит от внешности. Просто в какой-то момент возникает мода на что-то, и всем нужен некий типаж. И эти типажи определяют кастинг-директоры, так что тут очень многое зависит от букера, как он грамотно тебя покажет.

О профессиональных качествах

Модели очень важно иметь хороший характер. Я знала девочек очень красивых внешне, но капризных и не очень вежливых, и их карьера не особо складывалась. Они приходили на кастинг, как на похороны, а такие кандидаты никому не нужны, с ними сложно строить коммуникацию. Модель должна быть трудолюбивой, легкой на подъем, ответственной, пунктуальной, с уважением относиться к людям и к вещам. Если девушка небрежно бросит вещь, которую ей дали на примерке, об этом скажут ее агенту и, вероятнее всего, впредь не будут сотрудничать.

Content image for: 498306

О том, чем приходится жертвовать

Байки о том, что модели глупые, должны бы уже прекратиться. Недалекие люди есть во всех сферах, модельный бизнес не исключение, но глупая девушка не добьется в моделинге ничего. Можно взять в пример топ-моделей: они так или иначе смекалистые и самодостаточны. Я не говорю, что необходимо цитировать Ницше или разбираться в квантовой физике, но без умения шевелить мозгами в этой сфере никак. Нужно знать кому и что говорить, как произвести хорошее впечатление, как грамотно построить коммуникацию, оценивать работу своего агента и умело лавировать между интересами разных сторон.

Выбор, который встает практически перед любой профессиональной моделью, — образование или карьера. Кто-то умудряется совмещать моделинг и учебу, кто-то учится на заочке. Часто девчонки очень много читают, постоянно путешествуют, практически у всех хороший английский язык, а многие знают и несколько языков, они общительны и открыты.

На мой взгляд, коммуникабельность — это один из важнейших навыков в жизни. Люди — это связи, а связи — это возможности. И вот ты путешествуешь по всему миру и во многих крупных городах от Нью-Йорка до Токио у тебя есть хорошие знакомые.

Контент недоступен

Зачастую выбор первого высшего образования оказывается неверным и в итоге не играет роли в дальнейшей жизни. Сейчас тренд на осознанный выбор и самообразование набирает силу — важен опыт и способности, а не название университета и специальность на бумажке. Некоторые модели осознают это, а некоторые сильно комплексуют и отправляются учиться после завершения карьеры.

У меня есть подруги модели старше 25 лет, они наработались, обзавелись семьями, независимы финансово, и при этом они все равно идут учиться. Но так даже лучше: в осознанном возрасте лучше понимаешь, чего ты хочешь, знаешь отлично иностранные языки и выбираешь себе профессию и университет по душе, зачастую за границей.

Так что на эту ситуацию можно смотреть по-разному: может, это минус, что модели не получают образование «вовремя», как все, зато в это время они получают другой, возможно, более ценный опыт.

О завершении карьеры

Многие модели, завершив карьеру, остаются в творческой сфере: искусство, глянец, дизайн, благотворительность, шоу-бизнес. Мои подруги, работавшие моделями, начали развивать себя именно в художественном направлении, многие из них стали фотографами.

О сожалениях

Контент недоступен

Я всегда делала ставку на образование и боялась упустить что-то важное в университете. Каждый раз, когда было хорошее рабочее предложение и нужно было уезжать, я отказывалась, потому что в приоритете была учеба и моделинг воспринимался больше как хобби. Между Парижем и Сингапуром я выбрала второй город только для того, чтобы практиковать там китайский и английский. У меня был чисто практический интерес во всей этой истории: путешествовать, практиковать языки и получать красивые фотографии.

Сейчас я осознаю, что, возможно, мне тогда стоило взять академ и серьезно заняться модельной карьерой, но я этого не сделала. Возможно, я смотрю на эту ситуацию именно так, потому что я уже выпускница, а моя специальность «международные отношения» не дала мне ничего, кроме китайского языка, который я могла бы и сама освоить. Возможно, стоило рискнуть и остаться в моделинге, обзаводиться связями, много-много работать, попутно самообразовываясь, как я сейчас и делаю. Даже от моих кратковременных поездок остались хорошие контакты как минимум в трех городах: в Сингапуре, Лондоне и Нью-Йорке. Если бы я провела больше времени в путешествиях, мой круг знакомых был бы куда шире, было бы больше возможностей. Я бы больше работала, а не переживала из-за сомнительной учебы. Кроме того, моделинг держал меня в форме: я бегала, правильно питалась, следила за собой, активно учила языки. Я вспоминаю об этом времени очень тепло.