Фридерик Шопен: творец весенней музыки

Это о нём Роберт Шуман сказал: «Шапки долой, господа, перед вами гений». И то были не просто слова. Как известно люди искусства, а тем паче - музыканты, весьма ревниво относятся к своим коллегам.

Это о нём Роберт Шуман сказал: «Шапки долой, господа, перед вами гений». И то были не просто слова. Как известно люди искусства, а тем паче - музыканты, весьма ревниво относятся к своим коллегам.

Музыку Шопена критики сравнивали то с вешними водами, с то дуновением весеннего ветра, то с ароматом первых цветов. И всем казалось, что за этой лёгкостью музыки скрывается невероятная лёгкость бытия. Так ли это было на самом деле? Давайте вспомним.

Он родился в местечке с названием Желязова Воля в 1810 году. Его отец, Николя Шопен, француз - лотарингец, переселился в Польшу ещё в конце XVIII века, и сумел не только полюбить новую Родину, но и поучаствовать в борьбе за её независимость. Матерью будущего композитора была обедневшая польская аристократка - Юстина Кжижановская. Кстати сказать, Николя Шопен к моменту своей женитьбы сделался вполне благонадёжным подданным и зарабатывал себе на хлеб преподавательской деятельностью.

Фридерик Шопен
Фридерик Шопен
Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву, где отец получает весьма приличную должность учителя французского языка в лицее. Маленький Фричек (так звали ребёнка в семье) очень рано проявил свою музыкальную одарённость - он в самом нежном возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил! Пани Юстина была несказанно рада, когда прекрасный педагог - пан Войтех Живный взялся за обучение её сына. Никто, разумеется, не думал, что в семье растёт гений, просто музыкальное воспитание тогда давали всем более-менее способным отпрыскам. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын - новый Моцарт!»

В семь лет Фредерик сочинил своё первой крупное произведение - полонез, шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия - от императорского бала в Петербурге до провинциально-помещичьей вечеринки. Что самое изумительное - произведение было опубликовано. В газетной заметке сообщалось, что автор полонеза - «...сын Николая Шопена, профессора французского языка и французской литературы - подлинный музыкальный гений».

Гениального мальчика начинают приглашать в аристократические салоны - красивые дамы в диадемах ‘a-la greque' и важные господа в цветных фраках смотрят на крошку-композитора с нескрываемым удивлением и спешат осыпать его подарками. «Он - гений! Он прославит нашу Польшу!» - восклицают все эти нарядные люди, а ребёнку всё равно - он слишком погружён в мир звуков.

Однако с самого детства Фричек слышит дома и другие разговоры... Позднее всё это назовут «диссидентством». В семье Шопенов слишком часто высказывались нелестные мнения в адрес русского самодержавия - большая часть Польши тогда находилась в составе российской Империи. Пани Юстину, в отличие от мужа, занимало совершенно другое - постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось - главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.

...Тем не менее, юный Шопен день ото дня упрочивает свою славу. По-прежнему выступая со своими полонезами и рондо, он в возрасте 13 лет поступает в Варшавский лицей, а уже спустя три года его заканчивает, чтобы полностью посвятить себя музыке. Он, как будто торопится жить, предчувствуя краткость своего земного бытия.

В девятнадцатилетнем возрасте Шопен покорил Вену. Что такое венская публика XIX века для музыканта и композитора? Это самый жестокий и, вместе с тем, беспристрастный арбитр. Выступать в Вене после «провинциальной» Варшавы - это было довольно смелым поступком. Вена издавна не любила «чужаков», но, тем не менее, юный Шопен сумел вызвать у капризной публики самые восторженные эмоции. Помимо классических произведений, он играет вариации на тему польской свадебной песни «Хмель». Это было принципиально новым направлением в музыкальном сочинительстве. К тому же, в отличие от большинства композиторов своей эпохи, работавших в «бравурно-патетической» манере, Шопен был удивительно тонок и нежен. «Его музыка - удивительно весенняя!» - восклицали слушатели. Недаром же он родился в марте!

Композитор работает без устали - из-под его пера выходят, а точней сказать - «выпархивают» мазурки, полонезы, этюды, скерцо... В 1830 году в Польше разгорелась очередная война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. К тому же верные друзья, среди которых было много мятежников, умоляют Фредерика не лезть на баррикады: «Ты сделаешь для Польши гораздо больше, если останешься жив!» Склонные к эффектным жестам, товарищи подарили Шопену серебряный кубок, наполненный польской землёй.

Всю свою последующую жизнь Шопен считал себя предателем. Но пока всё идёт не так уж плохо - во Франции его ждала новая слава и толпа восторженных пылких парижан. А между тем, вести из Варшавы не радовали. Восстание разгромлено, Варшавский университет как рассадник смуты закрыт; друзья и товарищи погибли или же находились под следствием.

Жорж Санд
Жорж Санд
А что же он? Он всё чаще ловил на себе восхищённые взгляды прекрасных женщин, ищущих внимания молодого гения. Но он остановил свой выбор на ней - скандально известной, не слишком красивой и по меркам толпы - безнравственной. Впоследствии недоброжелатели скажут, что единственное, чем прославилась госпожа Жорж Санд, так это своим романом с польским композитором Фредериком Шопеном.

Аврора Дюдеван (а именно так звучало настоящее имя знаменитой романистки) была даже слишком экстравагантной для своего ханжеского века - носила обтягивающие бёдра штанишки, писала душещипательные романы, подписываясь мужским именем, предводительствовала в интеллектуальных салонах Парижа. И, вместе с тем, она совершенно по-женски влюблялась в каждого неординарного мужчину. На момент знакомства с Фредериком она была свободна, и сплетницы парижских предместий уже давным-давно не обсуждали её связь с Альфредом де Мюссе.

У молодого поляка - на шесть лет моложё неё - было всё, чтобы привлечь такую «львицу», каковой была Жорж Санд. Своеобразная внешность - тонкие нервные пальцы, резкие черты лица, громадные глаза; несомненный талант или даже - гений, и, наконец, подходящая биография. В салонах шептались, что Шопен был напрямую связан с участниками знаменитого польского восстания, а женщины во все времена любили непокорных...

Его отговаривали от этой связи, намекая на то, что Аврора-Жорж бросила слишком многих мужчин, чтобы стать верной подругой. Но это было выше логики - это была любовь. Молодой варшавянин сделался одним из самых модных композиторов Франции - он живёт в богато обставленном доме, заказывает фраки у лучших портных, на его туалетном столике - десятки ароматический эссенций - под любое настроение.

Но Шопен старается думать только о хорошем - он искренне любим самой странной и непостижимой женщиной на Земле. К тому же, в отличие от балованных барышень, Жорж Санд не клянчит у своего возлюбленного подарки. Она - трудоголик, и выпускает в год по роману, а её гонорары ничуть не меньше, чем у самого́ господина Дюма!

Единственное, что утомляет композитора, так это светская суета - он слишком устаёт от салонных концертов. Но именно они дают ему возможность безбедно существовать, ибо гений, лишённый богатых и знатных покровителей всю жизнь может влачить самое жалкое существование.

Лето и часть осени «супруги» проводят в родовом поместье Жорж Санд. Что характерно, Шопен предпочитает жить в маленьком флигеле, а не в богатом двухэтажном особняке. Здесь никто не мешает ему творить! Но мадам Санд слишком общительна, слишком тщеславна - ей нужно постоянное мелькание лиц, бесконечное наслаждение беседами, стихами, совместными прогулками. В поместье почти каждый день приезжают всё новые и новые люди. Фредерик буквально прячется в своём флигельке - пусть он прослывёт невежей, но жить в «светском» ритме просто невозможно! Лето - единственное время, когда есть возможность не развлекать богатых покровителей лёгкими пьесками, а создавать серьёзные вещи.

Своевольная писательница была верна Шопену целых девять лет! Рекордный срок для столь пылкой и незакомплексованной особы. Но когда-нибудь это должно было случиться - Жорж объявила Фредерику о разрыве. Формальным поводом послужило «оскорбительное» поведение Шопена, поддержавшего намерение дочери Санд выйти замуж за скульптора Клезенже. Аврора-Жорж в самом оскорбительном тоне объявила своему любовнику, что он не имел никакого права вмешиваться в жизнь её семейства!

Этот разрыв послужил причиной резкого ухудшения здоровья. И раньше композитор страдал от вялотекущей болезни лёгких, но теперь она стала прогрессировать. Несмотря на это, композитор продолжает творить, давать уроки и выступать перед самой разной публикой. Он понимал, что жить осталось не долго.

«Весенний» композитор, Шопен скончался хмурой осенней ночью 17 октября 1849 года. На похоронах Шопена исполнялся его собственный похоронный марш, навсегда ставший символом человеческой скорби. Незадолго до смерти Фредерик вспоминал выспренние, точно вычитанные в романе, слова Жорж Санд: «Ты умрёшь только на моих руках!»

Что можно сказать о музыке Шопена? В ней свет и страсть, сила и трагизм, хрустальная грусть и упоение жизнью. Впрочем, говорить о музыке - дело неблагодарное. Ее надо слушать.

Вслушаемся и мы, чтобы наполниться молодой силой пришедшей весны и окунуться в шум вешних вод.

Фантазию-экспромт исполняет Валентина Игошина.