Ретрофутуризм — это то, как видели будущее прошлые поколения и как в далеком будущем, возможно, будут видеть прошлое. Пока же этот стиль остается чудесным анахронизмом, который позволит избежать скучной реальности не хуже научной фантастики Жюля Верна и вдобавок выделиться на фоне пресловутой серой массы.
«Когда я начал работать в моде 60 лет назад, — рассказывал известный дизайнер Пьер Карден, — люди постоянно называли меня сумасшедшим и отказывались носить мою одежду». Молодость Кардена пришлась на 60-е годы, и по тем временам его считали настоящим модным бунтарем. Он создавал трапециевидные платья, вырезал на них дырки в форме странных геометрических фигур, дополнял это круглыми шлемами, пластиковыми очками на пол-лица и цветными лосинами.
В 1965 году другой дизайнер, Пако Рабанн, предложил модные платья из так называемых «материалов будущего» — пластика, целлофана и металла. Именно так, по представлениям Кардена и Рабанна, должны были одеваться люди в будущем. Позднее это модное веяние окрестили ретрофутуризмом.
Мода на ретрофутуризм, что следует из самого названия, соединяет в себе трогательные вещи из 30-х, 40-х, 50-х и 60-х и представления об одежде будущего, самой показательной иллюстрацией которых могут служить костюмы героев сериала «Стартрек» или фильма «Звездные войны». В середине прошлого века люди считали, что в будущем все будут пользоваться летающими машинами или регулярно совершать поездки на космических кораблях. Соответственно, и одежда должна была быть такой же невероятной (почему-то самыми невероятными считали латекс и металлик, в которые облачались с ног до головы).
Потерянный между прошлым и будущим ретрофутуризм стал стилем, который теперь стоит вне времени. Поэтому дизайнеры периодически показывают его в своих коллекциях. Ультрасовременные материалы, вроде металлизированных тканей у Burberry Prorsum, сочетаются со вполне привычными тренчами. Асимметрия и архитектурный крой изделий у Balenciaga, Roland Mouret и Lanvin делают их похожими не на одежду, а на объекты искусства. Объемные формы у Chanel и Fendi словно создают новые пропорции людей будущего, а полупрозрачные ткани в коллекции Theyskens’ Theory напоминают об одежде инопланетян. Гипертрофированные детали, вроде котелков-шлемов у Moschino, словно намекают, что к будущему нельзя относиться слишком серьезно.