Шопинг в режиме онлайн: плюсы и минусы

Если раньше в онлайн-магазинах в основном заказывали редкие книги и диски с музыкой и фильмами, то теперь через глобальную сеть все чаще приобретают продукты питания, технику и даже квартиры.

Покупки через Интернет становятся все более популярными в России. Если раньше в онлайн-магазинах в основном заказывали редкие книги и диски с музыкой и фильмами, то теперь через глобальную сеть все чаще приобретают продукты питания, технику и даже квартиры. Однако обмануть в виртуальном магазине могут точно так же, как и в обычном.

Плюсы: время и деньги

Фото: lori.ru
Фото: lori.ru

Первыми преимущества онлайн-магазинов оценили жители столицы и других крупных городов. Обитатели мегаполисов быстро поняли, что приобретать вещи через Интернет гораздо проще и удобнее, чем покупать в привычных торговых точках. Действительно, главный плюс виртуальных магазинов в том, что посетить его можно с большим комфортом, потратив при этом совсем немного времени. Сделать это можно даже в рабочее время.

Удобно расположившись перед монитором компьютера, вы легко находите сайт виртуального магазина. Просмотрев страницы с описанием и изображением товаров, вы через 15-20 минут выберете то, что вам нужно. Тут же можно сравнить предложения разных магазинов и определиться с брендом и ценой. И вам совершенно не нужно мотаться по всему городу, чтобы купить свитер, фотоаппарат или микроволновую печь лучшего качества за меньшие деньги.

Еще один явный плюс такого способа шопинга - это экономия личного бюджета. Цены в интернет-магазинах ниже, чем в обычных. «Виртуалы» могут себе это позволить, так как расходы на организацию бизнеса не столь велики.

Во-первых, им не приходится тратиться на зарплаты целому штату продавцов-консультантов. Во-вторых, не надо арендовывать приличное торговое помещение, а вполне достаточно места под склад. Поэтому интернет-магазины делают меньшую наценку на товары. Разница в стоимости одного и того же товара в обычном магазине и виртуальном может доходить до 20-30%. Для многих покупателей это становится решающим фактором при выборе способа совершения покупок.

В онлайн-магазинах нет такого понятия, как обеденный перерыв и выходные. Они работают круглосуточно и круглогодично. Вы можете оставить заявку в любое время. Кроме того, в отличие от консультантов, монитор, клавиатура и Интернет не могут вам нагрубить. Рассматривать интересующие товары вы можете хоть часами, никаких тебе недовольных взглядов продавцов. Тогда как в привычных магазинах обслуживание иногда оставляет желать лучшего.

Минусы: неожиданность не всегда бывает приятной

Но выигрывая в затраченных времени и деньгах, вы теряете возможность лично посмотреть то, что скоро будет надето на вас или стоять в вашей квартире. Интернет-технологии еще не скоро достигнут того уровня, когда изображенный на экране товар можно будет потрогать руками. К сожалению, картинка не всегда соответствует реальности.

Особенно это ощутимо при выборе одежды и обуви. Джинсы могут не подойти по стилю, а кроссовки оказаться не того цвета, как на фото. То же самое при заказе продуктов питания: всегда есть риск, что они окажутся не очень свежими.

Здесь два варианта. Можно довериться своей интуиции и описанию на сайте и ждать, пока привезут заказ, надеясь на лучшее. А можно сначала пройтись по обычным торговым центрам и магазинчикам и выбрать. Но тогда сэкономить получится только деньги.

Есть нюанс и в денежном вопросе. Замечено, что о солидной экономии идет речь только при крупных покупках. К примеру, если вы приобретаете бытовую или электронную технику, то разница может быть в 3-5 тысяч рублей. А если вы заказываете набор продуктов, чтобы приготовить ужин, то заплатите примерно столько же, сколько и в обычном магазине.

Не стоит забывать и о доставке. Обычно она занимает около суток в зависимости от того, что именно вы заказываете. Но даже обговорив время прихода курьера, ждать его иногда приходится гораздо дольше. Как говорят владельцы виртуальных магазинов, человеческий фактор отменить нельзя: курьер может заблудиться или попасть в автомобильную пробку.

А шопоголики рискуют стать заложниками онлайн-маркетов. Ведь покупки в Интернете иногда кажутся ненастоящими. Ты просто щелкаешь на значок «купить» рядом с красивой картинкой и уже чувствуешь себя владельцем, к примеру, мобильного телефона мечты, а деньги надо отдавать потом.

Обман в глобальной сети

Интернет-бизнес привлекателен не только для покупателей, но и для всякого рода мошенников. И чем популярнее становятся интернет-магазины, тем больше шансов столкнуться с недобросовестными виртуальными продавцами.

Так, в Европе, по данным комиссии по защите прав потребителей ЕС, больше половины онлайн-маркетов, торгующих электронной техникой, не гнушаются обманывать своих клиентов. В нашей стране статистики по такому виду мошенничества пока нет. Но россияне на личном опыте убедились, что в некоторых случаях покупки в интернет-магазинах могут обернуться денежными потерями.

Иногда онлайн-магазины несколько вольно обращаются с ценой товаров. На сайте может быть указана одна сумма, а после оформления заказа она изменяется, разумеется, в большую сторону. Еще один вариант: на сайте вы выбрали подходящий по всем параметрам товар, но именно его не оказывается на складе. Тогда вам предлагают приобрести почти такой же, но чуть дороже.

Получить больше денег с клиента можно с помощью доставки. Эта услуга оплачивается заказчиком отдельно. Некоторые сайты на видном месте вывешивают общую стоимость доставки, например, 300 рублей. Но когда вам уже привезли товар домой, выясняется, что это минимальный предел.

И за эти деньги вам доставят разве что набор чайных чашек. А вот чтобы холодильник оказался у вас дома, надо заплатить уже не меньше 1000 рублей в зависимости от того, на каком этаже вы живете. Но все эти подробности сообщаются только после оформления заказа. Поэтому уточнять стоимость доставки именно того, что вы собираетесь купить, надо сразу.

Бывает так, что интернет-магазины не принимают претензии по качеству товаров, ссылаясь на то, что закон «О защите прав потребителей» не распространяется на этот способ продаж. Якобы ничего нельзя обменять или вернуть. Это можно назвать, по меньшей мере, лукавством с их стороны. Закон целиком применим как к обычным магазинам, так и к виртуальным. Никакой разницы нет: покупаете вы лично или выбираете на сайте, предъявить претензии вы можете в любом случае.

Как не попасться на удочку

Выбирать интернет-магазин надо не менее тщательно, чем то, что планируете в нем приобрести. В первую очередь следует обратить внимание на качество самого сайта. Если он сделан, как говорится, на коленке, это должно насторожить. Ведь интернет-страница для виртуального магазина - это то же, что и торговый зал для обычного супермаркета. Кроме того, описание и изображение товаров должны быть четкими и ясными.

Обязательно проверьте, указаны ли координаты владельцев: юридический адрес, прямые контакты (лучше чтобы были и электронная почта, и номера телефонов). Если на продукцию нужна лицензия, сведения о ее наличии также должны быть на сайте. Признаками интернет-«кидал» могут служить подозрительно низкие цены, отсутствие номера телефона на сайте, бесплатные почтовые ящики.

Очень важен способ оплаты, который предлагает виртуальный магазин. Уважающие себя интернет-фирмы предлагают два варианта: на руки курьеру уже после доставки или предоплата (банковский перевод или электронные деньги). Но если есть только возможность оплатить заранее, то риск, что вы останетесь без денег и без покупки, повышается. Набрав заказы и получив заранее деньги, интернет-магазин может просто исчезнуть.

Специалисты в области IT-технологий рекомендуют внимательно вбивать интернет-адрес магазина. Ошибка в одной букве может привести вас на сайт интернет-мошенника, который очень похож на нужный вам.

С одной стороны, виртуальные магазины облегчают жизнь, но, с другой стороны, покупая товары через глобальную сеть, надо быть начеку, чтобы не остаться без денег и без товара.