Йога в вопросах и ответах: внесем ясность

Несмотря на то, что занятия йогой сейчас чрезвычайно популярны во всем мире, опыт показывает: многие до сих пор не совсем понимают, что же такое йога. На самые часто задаваемые вопросы по этому поводу отвечают специалисты сети YOGA PRACTIKA.

Несмотря на то, что занятия йогой сейчас чрезвычайно популярны во всем мире, опыт показывает: многие до сих пор не совсем понимают, что же такое йога. На самые часто задаваемые вопросы по этому поводу отвечают специалисты сети YOGA PRACTIKA.

Правда ли...

...что по-настоящему заниматься йогой могут только индийцы, ну или вообще «восточные люди»? И что западному человеку все это недоступно?

Нет, это неправда. Йога, хотя и родилась в Индии, не принадлежит какому-либо определенному народу или территории; точно так же она не имеет никакого отношения к определенным кастам или религиям. Конечно, в зависимости от конкретных условий необходима некоторая корректировка - например, если говорить в целом, у индийцев мышцы более мягкие и пластичные, чем у западных людей. С учетом этих и других особенностей и при разумно составленной программе заниматься йогой с пользой для себя и своего здоровья могут все - и европейцы, и африканцы, и жители Крайнего Севера.

фотобанк ЛОРИ
фотобанк ЛОРИ
 

...что для успешной практики йоги необходимо полностью погрузиться в ее философию? Что без этого не будет прогресса?

Йога - прежде всего, практический метод, хотя она и входит в одну из шести официально признанных в Индии философских систем. Люди, которые хотят заниматься йогой «для здоровья», совершенно не обязаны загружать свой мозг философией. «На наших занятиях, - говорит Елена Ульмасбаева, директор Московского центра йоги Айенгара, - мы стараемся связать основные понятия философии йоги с практикой. Это делается для того, чтобы люди, посещающие наши классы, понимали: законы, которые управляют телом и психикой человека, его поведением и эмоциями, и законы, управляющие окружающим нас миром - едины. То есть, основные понятия философии йоги даются опосредованно, через практику».

... что для прогресса в йоге нужен аскетизм?

Конечно же, нет. Такое мнение основывается на стереотипном представлении об адепте йоги как об истощенном, в набедренной повязке, заросшем бородой отшельнике, который спит на гвоздях и годами обходится без пищи. Но это всего лишь образ, растиражированный кино и беллетристикой. Кстати, в христианской традиции было немало аскетов (тех, кто «умерщвлял плоть»), но вряд ли кто-то станет проводить жесткую параллель между христианством и аскетизмом.

Среди йогов наверняка есть аскеты - точно так же, как и вообще среди всех людей. Но в целом йога и аскетизм - это все-таки разные вещи. В Бхагават-гите написано: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом... Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить свое физическое состояние, занимаясь йогой». То есть, йога, прежде всего, призывает к умеренности, а вовсе не к каким-то крайностям.

...что йога - это, прежде всего, дыхание?

Вообще говоря, вся наша жизнь - дыхание. Действительно, разные виды пранаямы (специальной техники контроля над дыханием) можно назвать основой йогической практики. Так же, впрочем, как и выполнение асан (поз). Другой вопрос, что для того, чтобы начать заниматься пранаямой, необходимо укрепить тело и стабилизировать ум с помощью практики асан.

Если у человека сутулая спина, грудная клетка "закрыта", область диафрагмы зажата, если человек не может расслабляться, не может сконцентрировать внимание на объекте, и так далее - тогда практика пранаямы не даст развития, а может даже навредить. «Именно поэтому, - говорит Елена Ульмасбаева, - мы начинаем учить пранаяме, как минимум, после года регулярных занятий асанами».

А когда можно переходить на следующий уровень занятий? Как понять, скажем, что ты уже готов для того, чтобы практиковать пранаяму?

Продвижение от уровня к уровню зависит от индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья, регулярности занятий. Оценить ваше состояние и рекомендовать перейти в класс другого уровня может постоянный преподаватель - надо его просто спросить об этом. Если вам уж совсем не терпится перейти в более интенсивный класс, вы, конечно, можете это сделать. Но при этом продолжайте ходить в начальные классы, чтобы нарабатывать базу.

А могут ли верующие заниматься йогой? Не противоречат ли занятия йогой религиозным убеждениям?

Это похоже на вопрос «А можно ли играть в шахматы, не противоречит ли это религиозным убеждениям?» - ведь традиция йоги, как и традиция игры в шахматы, уходит корнями в индийскую культуру.

В Индии йогой занимаются люди, принадлежащие разным вероисповеданиям, и этот вопрос там не возникает. Да, за практикой йоги стоит определенная философская школа, но это тоже не противоречит никаким религиозным убеждениям - одно и другое соотносятся так же как, например, западные школы философии соотносятся с христианством.

Удивительно, но чаще всего такие вопросы задают именно христиане, особенно православные. Видимо, духовники, запрещающие своей пастве заниматься йогой, реагируют на слово, в которое часто вкладывается смысл, далекий, а порой и противоположный нашей практике. В частности, слово «йога» вызывает отторжение потому, что ассоциируется с разного рода тоталитарными сектами - а это совершенно не соответствует действительности. Йога - не секта. И не религия. Это система техник, способствующих сбалансированному развитию человека, как физическому, так и психоэмоциональному.

Человек может практиковать йогу, не вкладывая в это никакого высшего смысла: просто заниматься телом, дыханием и упражнениями на концентрацию, и относиться к этому, как к практике для здоровья, как к гармонизации внутреннего и внешнего пространства. Можно быть иудеем, мусульманином, буддистом, индуистом, христианином или атеистом - и притом заниматься йогой, ведь она не критикует ни одну из религий, равно как и не призывает под знамена ни одной из них.

Хотя можно сказать, что истинно христианский образ жизни - это и есть йога. Махатма Ганди, национальный герой Индии, был последователем йоги, но его настольной книгой была Библия. А принципы ямы (первой ступени йоги, о которой мы уже рассказывали раньше), во многом похожи на библейские заповеди: ненасилие, правдивость, неворовство, целомудрие, нестяжательство. Впрочем, примерно такие же своды правил вы найдете во всех религиях мира.

Правда ли, что йога - это все-таки мистическое учение, и главная ее задача - развитие сверхъестественных способностей?

На самом деле, в йоге нет ничего мистического. Возможно, такое представление о ней сложилось потому, что долгое время она была «закрытым» учением, передающимся от учителя к ученику. Кроме того, свою лепту внес факиризм (все то же лежание на гвоздях и так далее) и плюс к тому новомодные неоиндуистские течения, которые, к сожалению, принято ассоциировать с йогой. Что же касается развития определенных способностей...

Да, йога делает человека более гибким и сильным - не только физически, но и ментально, развивает концентрацию, умение видеть приоритеты и отсекать то, что мешает сосредоточиться на главном.

Возможно, в наше время такие способности действительно можно назвать сверхъестественными!