11 февраля 2010 года не стало Александра МакКуина. Трудно поверить, что никогда больше мир не увидит его захватывающих дух творений и ярких шоу. Индустрия моды скорбит. Таких, как МакКуин, больше нет.
Хулиган английской моды, дерзкий и эпатажный, МакКуин говорил то, что думал, и делал то, что хотел.
Родившись в семье таксиста и домохозяйки, Ли Александр МакКуин нарисовал свое первое платье прямо на обоях в возрасте трех лет. Первыми клиентами Александра стали его пятеро братьев и сестер, наряды для которых он шил вместе с мамой Джойс.
В 16 лет он поступил подмастерьем в легендарное ателье Anderson & Shepherd на Сэвил-Роу, специализирующееся на пошиве мужских костюмов для высшего света. Его клиентами были принц Уэльский, лорд Ротшильд и Михаил Горбачев. Параллельно он изучал методы кроя от XVI века до нашего времени в театральных костюмерных мастерских.
Когда МакКуин пришел поступать в колледж искусств Central Saint Martins, приемная комиссия направила его прямиком в магистратуру, сказав, что все, чему здесь учат, он уже знает. По окончании колледжа Александр продемонстрировал дипломную коллекцию «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв» (Jack the Ripper Stalks His Victims). Публика увидела брюки, сползавшие с бедер, а также кожаные топы, забрызганные кровью и грязью. Именно эту коллекцию целиком выкупила фэшн-критик Изабелла Блоу за 5 тысяч фунтов и с тех пор стала для Александра покровительницей и близким другом.
Следующие несколько лет принесли МакКуину славу «ужасного ребенка» британской моды. Он выпускал на подиум закованных в цепи моделей и инвалидов (МакКуин пригласил для участия в дефиле безногую чемпионку Паралимпийских игр в Атланте Эйми Маллинз), использовал в качестве материала мертвых насекомых, сочетал воздушные кружева с грубой кожей, заворачивал манекенщиц в целлофан, одевал их в жакеты со следами автомобильных шин, заставлял ходить по засыпанным гравием дорожкам и по щиколотку в воде. Он пытался привлечь внимание к проблемам голода и религиозной вражды и говорил в интервью, что мечтает о мире без расизма и гомофобии, утверждал, что одежда не должна оставлять зрителя безучастным. МакКуин заимствовал приемы из арсенала голливудских гримеров, он первым из модельеров использовал для дефиле цветные контактные линзы и деформировал лица моделей накладками из латекса.
В 1993 году он шокировал публику не только гротескными образами, но и своей манерой поведения: после дефиле он вышел на подиум и снял перед зрителями штаны.
Однако за всем этим скрывались отлично сшитые платья и костюмы с необычными аксессуарами и тщательно продуманными деталями. Каждая его коллекция имела практически музейную ценность, а каждый показ превращался в грандиозное театральное шоу, в котором никакое преувеличение не казалось избыточным, а лишь превращало моду в подлинное искусство. Однажды в интервью в 2003 году МакКуин рассказал, что вывел формулу своей работы: каждая коллекция на две трети состоит из творчества и на одну треть из коммерции. Со временем творческая часть его работы только росла, при этом не теряя успеха коммерческого.
Осенью 1996 года Александр МакКуин был удостоен премии «Лучший дизайнер года», присуждаемой Британским советом моды. Впоследствии он удостаивался этой чести еще трижды. В том же 1996 году МакКуин сменил Джона Гальяно на посту главы дома Givenchy. За пять сезонов, которые он провел в модном доме, критика в его адрес не утихала. Его обвиняли в нежелании продолжать и переосмысливать традиции Юбера Живанши, однако за это время марка приобрела множество новых поклонников, которых экстравагантность МакКуина не отпугнула.
Первая его коллекция для Givenchy была выполнена в греческом стиле, а головы моделей МакКуин украсил золотыми рогами. Осенне-зимняя коллекция 1997-1998 увидела свет в Москве, в одном из депо Московского метрополитена, неподалеку от станции «Сокол». Сам дизайнер так и не появился тогда на подиуме в финале шоу.
Во время показа коллекции осень-зима 1999-2000, МакКуин отказался от услуг моделей. На подиум были вывезены манекены из разноцветного стекловолокна, вращавшиеся вокруг своей оси.
В начале 2001 года было объявлено об уходе МакКуина из Givenchy - миллиардер Франсуа Пино сделал ему предложение о создании собственного дома моды. Наконец-то МакКуин мог заниматься творчеством без оглядки на переосмысливание чьих-либо традиций.
Он запустил мужскую и женскую линии одежды, в 2006 году представил новую демократичную линию McQ. Среди его клиентов Сара Джессика Паркер, Леди Гага, Селин Дион, Бьорк, Гвинет Пэлтроу, Люси Лью, Кэмерон Диас и Виктория Бекхэм. Лейбл Alexander McQueen зарабатывает около миллиона долларов в год, но в одном из интервью журналу ELLE дизайнер сказал: «Я бешусь, когда вижу повсюду мою одежду. Я не хочу одевать всех подряд, потому что мне не все нравятся».
Однако для тех, кто МакКуину нравился, он готов был на многое. В 2006 году дизайнер завершил показ появлением на подиуме Кейт Мосс, точнее, ее голографического изображения: призрачная фигура британской супермодели парила в облаке серебристой ткани, окутывавшей ее тело подобно струям сигаретного дыма, постепенно растворяясь в воздухе. Таким образом модельер высказался в поддержку своей подруги, в конце 2005 года почти лишившейся статуса супермодели из-за громкого кокаинового скандала.
В мае 2007 года покончила с собой Изабелла Блоу. Она была больна раком и решилась на суицид, чтобы прекратить свои страдания. Ее смерть произвела на МакКуина очень тяжелое впечатление. Он бросил начатую коллекцию, уехал в Индию на месяц, изучал буддизм, медитировал, а затем вернулся и создал новую коллекцию, посвященную памяти Изабеллы. Он назвал ее «Девушка, которая жила в дереве». Одна из моделей на дефиле была одета в прозрачное платье, украшенное живыми гортензиями, фиалками и розами. Флористы собирали это произведение искусства непосредственно перед показом прямо за кулисами. На создание платья потребовалось 2000 цветов, а вся работа заняла более 10 часов.
Одним из последних дефиле МакКуина стал показ весенне-летней коллекции 2010 года под названием «Атлантида Платона» (Plato's Atlantis). Невероятные по красоте платья с узорами кобры, рисунками фантастических животных и рыб были дополнены фантастической инопланетной обувью, которая затем бурно обсуждалась в прессе. Некоторые модели даже отказались надеть ее, боясь переломать себе ноги.
В начале марта в Париже должен был состояться показ новой коллекции Alexander McQueen. Возможно, последние творения дизайнера все же будут представлены публике уже без их создателя. А пока из магазинов исчезают те вещи, которые придумал и реализовал кутюрье. Высокая цена покупателей не смущает: без Александра МакКуина мода уже никогда не будет прежней.
Использованы материалы российской и зарубежной прессы
Фото: Style.com, Starface.ru, Global Look Press