За что мы любим кристаллы Сваровски

Проговаривая это вроде бы славянское, но все равно чужое для нашего слуха имя, невольно вспоминаю кадры из старого фильма про похищение бриллиантового колье, которое под пристальным взглядом старого ювелира с непременно еврейскими чертами, оказывается «прекрасной работы подделкой».

Проговаривая это вроде бы славянское, но все равно чужое для нашего слуха имя, невольно вспоминаю кадры из старого фильма про похищение

бриллиантового колье, которое под пристальным взглядом старого ювелира с непременно еврейскими чертами, оказывается «прекрасной работы подделкой». Но исчезли солнечные дни той эпохи, когда подделку можно было определить вооруженным лупой глазом.

Истоки волшебства

С конца XIX века синтетические кристаллы очень сложно на глаз отличить от хорошего качества бриллиантов (именно хорошего, потому что мутноватые и желтоватые бриллианты видать за версту).

И этим мы обязаны Даниелю Сваровски.

История этого скрипача-любителя из богемской деревушки, потомственного стеклодува, уловившего в XIX веке потребность внешне декорировать процесс перехода из грязи в князи большого числа представителей городского и деревенского сословия. Сваровски сумел создать небывалый «бизнес-проект», как бы его сейчас назвали, на основе того, что до него преследовалось законом - подделки драгоценных камней. Он смело заявил, что камни не настоящие, но до чего хороши!

И это было гениально, это было ко времени. Так же, как когда-то непоэтический язык в поэзии Пушкина, психологизм в драмах Шекспира...

Тогда все модницы во всех столицах мира считали своим долгом показать модные дешевки, да и в XX веке китч все больше входил в моду.

Но в том-то и дело, что время идет, нет проблем с электроэнергией для шлифовки стекла, как некогда у богемских стеклодувов, пытавшихся соревноваться со «Swarovski и сыновья». Нет проблем ни с лазерами, ни с компьютерами и всеми прочими неотъемлемыми атрибутами современного ювелирного дела. Прозрачный хрусталь на манер Swarovski сейчас варят и шлифуют все, кому этого хочется. Особенно продвинулись на этом поприще Китай, Индия и Таиланд, где производится сейчас 90% как ювелирных изделий, так и бижутерии еще или уже нуждающегося в них мира, даже Египет прекрасно варит и шлифует стекло, вспоминая, что из их мест берет свое начало этот некристаллический «кристалл».

Сравнительная характеристика

Сегодняшняя эпоха в ювелирной моде, в частности, и в искусстве вообще, отличается все большей чистотой стиля. А также попыткой найти основы и традиции, веру, а не поверье. Кристаллическая решетка алмаза, она неизменна, была таковой, когда о ней еще и некому было знать, и будет неизменной, когда уже никого не будет, чтобы ею интересоваться.

Стопроцентный ориентир. Но именно потому, что бриллианты - это неизменный стандарт, чтобы не путали с первого взгляда (потому что блестят они действительно одинаково, а иногда стеклышки и ярче - на первый взгляд), ведущие ювелиры всего мира возвращаются к классическим формам и дизайну в оправе. Неизменной золотой серединой остается ювелирный стиль поздней Викторианской эпохи.

На всех самых крупных ювелирных выставках (в этом году мне удалось побывать в Милане и Бангкоке и посмотреть каталоги участников Гонконгской и грядущей Токийской выставок) в продукции преобладает возвращение к чистоте форм и стилей. Все более мажорно звучат аккорды Викторианской эпохи: высоко посаженные камни, центральный мотив - если бриллианты, то настоящие, если рубины, то рубиновые, а не чистые как слеза и красные - синтетические.

И уж если не бриллианты, то цирконий, но не стеклышки.

Проводится четкая граница между натуральными камнями и искусственными.

В серебре все та же викторианская классика: камеи, жемчуг, драгоценные рубины, изумруды и сапфиры коммерческого качества. Все более на периферию вытесняются украшения в стиле Art Deco и Vintage.

Ювелирное пиратство

Идея Swarovski выдавать желаемое за действительное, которая была так популярна в свое время, отодвинута на периферию моды: кристаллы создают для школьниц начальных классов и старушек-пенсионерок, благо цены на эти украшения благодаря усилиям все тех же работящих китайцев стали соответствовать качеству.

Согласитесь, сложно понять, зачем сейчас покупать по цене 100 с небольшим евро кольцо из сплава покрытого родием (не золото и не серебро, заметьте) с настоящим(!) камнем от Swarovski, когда за 150 и чуть более евро можно купить с цирконием 14 карат из белого золота.

Конечно, хочется иногда чего-то ультрасовременного, стекляшек, бусиков, ошейничков, и чтоб звон, и чтоб переливы, так это уже совсем другая история, это не ювелирные украшения, это бижутерия, и всему в этом мире есть своя цена, кроме умения выдерживать стиль и чувствовать веяние времени. Сваровски это умел делать, а его последователи и фанаты - не совсем.

Фото: Global Look Press 

6фотографий