Проговаривая это вроде бы славянское, но все равно чужое для нашего слуха имя, невольно вспоминаю кадры из старого фильма про похищение
Истоки волшебства
С конца XIX века синтетические кристаллы очень сложно на глаз отличить от хорошего качества бриллиантов (именно хорошего, потому что мутноватые и желтоватые бриллианты видать за версту).
И этим мы обязаны Даниелю Сваровски.
История этого скрипача-любителя из богемской деревушки, потомственного стеклодува, уловившего в XIX веке потребность внешне декорировать процесс перехода из грязи в князи большого числа представителей городского и деревенского сословия. Сваровски сумел создать небывалый «бизнес-проект», как бы его сейчас назвали, на основе того, что до него преследовалось законом - подделки драгоценных камней. Он смело заявил, что камни не настоящие, но до чего хороши!
И это было гениально, это было ко времени. Так же, как когда-то непоэтический язык в поэзии Пушкина, психологизм в драмах Шекспира...
Тогда все модницы во всех столицах мира считали своим долгом показать модные дешевки, да и в XX веке китч все больше входил в моду.
Но в том-то и дело, что время идет, нет проблем с электроэнергией для шлифовки стекла, как некогда у богемских стеклодувов, пытавшихся соревноваться со «Swarovski и сыновья». Нет проблем ни с лазерами, ни с компьютерами и всеми прочими неотъемлемыми атрибутами современного ювелирного дела. Прозрачный хрусталь на манер Swarovski сейчас варят и шлифуют все, кому этого хочется. Особенно продвинулись на этом поприще Китай, Индия и Таиланд, где производится сейчас 90% как ювелирных изделий, так и бижутерии еще или уже нуждающегося в них мира, даже Египет прекрасно варит и шлифует стекло, вспоминая, что из их мест берет свое начало этот некристаллический «кристалл».
Сравнительная характеристика
Сегодняшняя эпоха в ювелирной моде, в частности, и в искусстве вообще, отличается все большей чистотой стиля. А также попыткой найти основы и традиции, веру, а не поверье. Кристаллическая решетка алмаза, она неизменна, была таковой, когда о ней еще и некому было знать, и будет неизменной, когда уже никого не будет, чтобы ею интересоваться.
Стопроцентный ориентир. Но именно потому, что бриллианты - это неизменный стандарт, чтобы не путали с первого взгляда (потому что блестят они действительно одинаково, а иногда стеклышки и ярче - на первый взгляд), ведущие ювелиры всего мира возвращаются к классическим формам и дизайну в оправе. Неизменной золотой серединой остается ювелирный стиль поздней Викторианской эпохи.
На всех самых крупных ювелирных выставках (в этом году мне удалось побывать в Милане и Бангкоке и посмотреть каталоги участников Гонконгской и грядущей Токийской выставок) в продукции преобладает возвращение к чистоте форм и стилей. Все более мажорно звучат аккорды Викторианской эпохи: высоко посаженные камни, центральный мотив - если бриллианты, то настоящие, если рубины, то рубиновые, а не чистые как слеза и красные - синтетические.
И уж если не бриллианты, то цирконий, но не стеклышки.
Проводится четкая граница между натуральными камнями и искусственными.
В серебре все та же викторианская классика: камеи, жемчуг, драгоценные рубины, изумруды и сапфиры коммерческого качества. Все более на периферию вытесняются украшения в стиле Art Deco и Vintage.
Ювелирное пиратство
Идея Swarovski выдавать желаемое за действительное, которая была так популярна в свое время, отодвинута на периферию моды: кристаллы создают для школьниц начальных классов и старушек-пенсионерок, благо цены на эти украшения благодаря усилиям все тех же работящих китайцев стали соответствовать качеству.
Согласитесь, сложно понять, зачем сейчас покупать по цене 100 с небольшим евро кольцо из сплава покрытого родием (не золото и не серебро, заметьте) с настоящим(!) камнем от Swarovski, когда за 150 и чуть более евро можно купить с цирконием 14 карат из белого золота.
Конечно, хочется иногда чего-то ультрасовременного, стекляшек, бусиков, ошейничков, и чтоб звон, и чтоб переливы, так это уже совсем другая история, это не ювелирные украшения, это бижутерия, и всему в этом мире есть своя цена, кроме умения выдерживать стиль и чувствовать веяние времени. Сваровски это умел делать, а его последователи и фанаты - не совсем.
Фото: Global Look Press