Астромифология чисел. Часть первая

Будущее скрыто, и, видимо, поэтому вызывает безотчетный страх у мыслящей части мироздания. Даже те, кто стремится жить сегодняшним днем, порой хотят узнать, что ждет их впереди. Что может помочь в этом? Числа!

Будущее  скрыто, и, видимо, поэтому вызывает безотчетный страх у мыслящей части мироздания. Даже те, кто стремится жить сегодняшним днем, порой хотят узнать, что ждет их впереди. Что может помочь в этом? Числа!

Рассмотрим природу чисел с точки зрения  древней астрологии.

Зодиакальная  (и нумерологическая) природа чисел служит указанием на
- символ пассивного и активного  начал,
- дачи и опасности,
- психический склад,
- активные проявления  знаков,
- то, насколько уместны  вмешательство в личное, внимание и помощь, совершенство, умение  жить грядущим.

Числа, с точки зрения традиционно  учения,  выступают в качестве упорядочивающей функции,  это проявляется в  преодоления хаоса и восстановления порядка.

Основные параметры Зодиака, в ряду прочих, включают и числовые (количественные  и порядковые) характеристики:

- определение  схемы благоприятных и неблагоприятных чисел, 
- выявление оппозиции чет — нечет и ориентации в них человека.

Для мифологического осознания числа его характеристики могут быть сведены к выражению количества, но и обнаруживают некие качества, которые упорядочивают искусство оперирования числами  и системами числовых соответствий. Наши предки, в различных культурных традициях, опираясь свои представления считали что, ноль есть

- небытие, изначальность, 
- дао, которое «рождает одно», «одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа»,
- это «космическое яйцо», из которого происходит жизнь, которое знаменует смерть как состояние трансформации, означает вечность (учения орфизма).

Противоположностью и отражением ноля выступает единица.

Единица символизирует единое (монаду) как исток множества; это  Бог, Солнце, мужское начало,центр, проявление духовной сущности в противоположность небытию. Она же воплощает активный принцип  (начало процесса,   шкала отсчета, это образ человека, столба, духовное единство, целостность, единая природа всего сущего. В геометрии единице соответствует точка.
Кроме того, единица обозначает равенство и единство, начало и форма всех сущностей (вещь делается равной самой себе, т. е. единственной).

В основе первичной классификации явлений мира положена и пара  (двойка - проявление принципа дуализма) неравенство и противоположность - категория пассивная, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица  неравна себе или отлична от себя.

Двойка является основой дуальных систем, подразумевающих на низшем уровне борьбу двух начал, на высшем — их синтез. Она связана с двойниками и близнецами; символизирует отражение, столкновение и противопоставление и симметрию. А еще двойка ассоциируется с тьмой и рассматривается как олицетворение женского начала (луна, стихия воды). Геометрический аналог двойки — отрезок (прямая).

Единица и двоица  — основные характеристики сущностей, лежащие в основе десяти главных бинарных оппозиций:

- единство и множество,
- нечетное и четное,
- правое и левое,
- мужское и женское,
- доброе и злое,
- прямое и кривое,
- свет и тьма,
- покоящееся и движущееся,
- предельное и беспредельное,  
- квадрат и параллелограмм.

Тройка - символ высшего синтеза двух противоположностей, тезиса и антитезиса; это формула мироздания, состоящего из трех сфер. Тройка олицетворяет разрешение конфликта, ознаменованного двоичными системами  (гармонизирует действие единства на дуальность). В  индуизме тройка - образ Тримурти, трех высших богов, олицетворяющих созидание (Брахма), поддержание (Вишну) и разрушение (Шива) мира. У греков же тройка связывалась с образом мирового порядка: существовали три горы - мойры, эринии, эвмениды. С числом три  в христианстве это число святой Троицы. Троица (тройка) -  единица достигает  завершения, и получается троица из целостности единого и множественного, и вся Вселенная  определена через троицу (сущность  причастна равному и неравному, единому и многому).  А в геометрии тройке соответствует треугольник.

Четверка как число возникает из удвоения двоицы (троица находит свое земное воплощение):
- «мысль» это единица,
- «наука» — двоица,
- «мнение» — троица,
 - «чувственное» — четверка.

Число 4 является символом материального мира; человеческих, внешних, природных форм; рациональной организации,  символизирует стремление закрепить материю в твердые рамки формы. Оно связано со стихиями, сторонами света,  задает параметры деятельности  посредством четырехчастных структур.

В японской традиции число четыре связывается со смертью (подобно числу тринадцать в западной культуре)  и наделяется неблагоприятным значением. Число четыре наиболее часто фигурирует как определяющее периоды существования мироздания.  В Библии упоминаются четыре царства — золотое, серебряное, бронзовое и железное. Представление о четырех мировых эпохах (иногда именуемых в соответствии с теми же металлами), также встречается в работах классических авторов. В истории Древней Мексики считалось, что этому, нынешнему, миру предшествовали четыре других. И в Древней  Индии существование мира насчитывало четыре периода (т.н. "юги"):

- критаюга продолжительная и  позитивная,
- третаюга - уменьшение закона  (дхармы) в мире,
- двапараюга - убывание продолжительности,
- калиюга характеризуется как  конечная.
В геометрии с этим числом соотносится квадрат.

Пятерка отражает представление о строении человеческого тела, состоящего из четырех конечностей и головы. И пятеричная модель человеческой анатомии выявляется в числе пальцев на конечностях,  в числе основных чувств физического восприятия мира (пять органов чувств).  В Древнем  Китае и Индии число пять передает представление о пяти основных элементах и сторонах света; в целом оно выступает как основа моделирования мира.

Число пять в культурной традиции  Запада символизирует телесное здоровье, эротическое начало, любовь людей. Также оно соотносится с  «пятой сущностью» (первоэлементом) как «душой вещей».  А в графической символике числу пять соответствует пентаграмма или пятиконечная звезда.

Мифонумерации были популярны и у христиан. В Средние Века число понималось как мера вещей,  и  числовая символика выступала как  принцип средневековой идеологии. Различного рода рассуждения по этому поводу составляют содержание множества философских трактатов (Августин Блаженный, Гуго Сен-Викторский): отталкиваясь от шести дней Господнего миротворения, скажем, что семь после шести — отдых после трудов.

А восемь после семи — вечность после жизни земной. Если десятка - есть число совершенства, то 9 — это недостаток совершенства, а 11 — его избыток. «Божественная комедия» Данте построена на символике чисел три, девять, тридцать три, которые воплощают божественный ритм, управляющий Вселенной.

А во второй части мы продолжим знакомиться с астромифологией чисел с символа совершенства, завершения цикла и  гармонии.