Вечные вопросы Сильвестра Сталлоне

Ответ на вопрос «На что похож современный боевик?» вряд ли кого-то заставит всерьез задуматься. Понятно, что это всегда много взрывов, схваток, есть центральный герой и так далее. Многие считают боевик с точки зрения эмоций самым простым, если не сказать примитивным жанром.

Ответ на вопрос «На что похож современный боевик?» вряд ли кого-то заставит всерьез задуматься. Понятно, что это всегда много взрывов, схваток, есть центральный герой и так далее. Многие считают боевик с точки зрения эмоций самым простым, если не сказать примитивным жанром. И с этим было бы несложно согласиться, если бы живые классики жанра, такие как Сильвестр Сталлоне, не пускались бы иногда в самые отчаянные с точки зрения логики и здравого смысла эксперименты. И когда они делают это, то действительно меняют наши представления о привычных вещах.

На российские экраны 13 августа выходит фильм «Неудержимые», в котором Сталлоне занял режиссерское кресло, а также исполнил главную роль. Там много красивых и сильных мужчин и, на первый взгляд, более чем тривиальный сюжет: группа наемников отправляется свергать прокоммунистический режим где-то в Южной Америке.

Content image for: 364223

Но Сталлоне удалось сделать с жанром боевика то (а в уж боевиках он что-нибудь да понимает), что и не снилось как поклонникам жанра, так и его явным противникам. А именно – он изменил основное послание, оставив при этом все базовые элементы нетронутыми. Это как если бы симфонический оркестр вдруг прервал исполнение 5-й симфонии Шостаковича и начал играть брит-поп.

В жестком жанре «Неудержимых» у Сталлоне появляется не только особая эмоциональность и романтизм, весьма далекие от стимуляции животной маскулинности, но и тончайшая игра символов. Естественно, он не мог в этой игре обойтись без жещины. И он вводит ее в сюжет в виде неотразимых глаз обворожительной мексиканской актрисы Жизель Итье. Отчего банальное «Пойдем, убьем их и вернемся с победой» трансформируется в сложную эмоциональную игру символического тандема «жертва и спаситель».

При этом эмоциональная составляющая картины в «Неудержимых» все время дрейфует в сторону вечных ценностей. Она как бы превращается в вечный вопрос о том, кому нужна вечная война ради вечного мира. Намек на это содержится в английском названии ленты «Expendables», что дословно на русский переводится как «Расходный материал», в русском названии «Неудержимые» несколько сглаживает эту деталь.

Конечно же, роль жертвы играет не только и не столько героиня Итье. Это было бы слишком банально. Сталлоне подходит к фильму более масштабно. Здесь суть сокрыта в самой ткани произведения. В фильме практически отсутствует привычная современному зрителю компьютерная графика, многочисленные спецэффекты созданы в традиции классического экшена – настоящим динамитом взрывают специально построенные здания, команда профессиональных каскадеров живьем исполняет сложнейшие трюки на самолетах, автомобилях и в крайне натуралистичных поединках. К слову сказать, сам Сталлоне в подавляющем большинстве своих сцен принципиально оказался от услуг дублера. И это дорого обошлось Сильвестру, который получил на съемках серьезную травму шеи и в итоге перенес сложную операцию на позвоночнике. Почти все сцены сняты с одного дубля, что превратило фильм в калейдоскоп искрометных импровизаций. В результате сумасшедшая динамика в сочетании с эмоциональным накалом превратила «Неудержимых» в своеобразный «кинематографический афродизиак».

И если для мужчины, оглушенного взрывами резиденции диктатора, эта эмоциональность может пройти незамеченной, то женщина, которая смотрит «Неудержимых», не пропустит этого никогда.

Ведь для женщин Сталлоне приберег в своем фильме нечто очень важное: он как бы расставляет все по своим местам. И место женщины в этом порядке определено куда более важное, нежели традиционное «приложению к настоящему мужчине». Видимо, именно поэтому, тщательно подбирая актерский состав «Неудержимых», Сталлоне собрал столь разноплановую мужскую команду: Джэйсон Стэтхэм, Микки Рурк, Джет Ли, Дольф Лундгрен, Рэнди Кутюр. Каждый из них в коротком монологе, эпизоде, а иногда всего в паре реплик искренне рассказывает свою романтическую историю, не оставляя сомнений в том, ради кого и во имя чего сильные мужчины совершают свои подвиги.

Когда это понимаешь, становится ясно, что новый фильм Сталлоне лишь визуально адресован мужчине, но эмоционально обращен к женщине. Боевик как жанр звучит в «Неудержимых» как будто в другой тональности. Более красивой. Более чувственной. Более уязвимой.