Когда пора рассказать ребенку о сексе

Для детей, заинтересовавшихся вопросом «Откуда я взялся?», существуют сказки вроде «тебя принес аист», «нашли в капусте», «купили в магазине».

Для детей, заинтересовавшихся вопросом «Откуда я взялся?», существуют сказки вроде «тебя принес аист», «нашли в капусте», «купили в магазине».

Современный подход к данной проблеме – правда и ничего, кроме правды. Только не перегибайте палку: вы ведь не станете, глядя на радугу, рассказывать малышу о преломлении и отражении света? Точно так же не стоит навязывать ему взрослое понимание секса – он вас не об этом спрашивает!

Не выдавайте больше информации, чем от вас требуется: выясните, что конкретно хочет узнать ребенок. Пока малыш не проявляет интереса к запретным темам, не привлекайте к ним его внимание.

Шутки в сторону!

Рассказывать про тычинки и пестики? Приводить в пример кошечек, собачек и волнистых попугайчиков? А может, лучше вообще не касаться скользких вопросов, переключая детское внимание на что-то тематически нейтральное?

Увы, это не выход. Половое воспитание – столь же необходимая часть родительской педагогики, как и любое другое. Не стоит его игнорировать и думать, что все сложится как-нибудь само собой.

Тема эта действительно серьезная, причем, по мнению психологов, взрослым крайне важно, с одной стороны, не завести такой разговор преждевременно, а с другой – не опоздать с просветительской беседой. Пока вы откладываете ее до лучших времен, ссылаясь на проделки специального аиста, знакомые ребятишки могут вооружить неподготовленного к правде малыша гораздо более шокирующей и, главное, соответствующей действительности информацией.

В этом смысле логика родителей из анекдота вполне верная: лучше, чтобы ребенок получал такие знания из компетентного источника внутри семьи, а не от сверстников, которые сами ничего толком не знают, но могут возбудить нездоровый интерес к предмету и нанести впечатлительному ребенку психологическую травму.

Параллельная реальность

Попытки скрыть от детей тайну зарождения новой жизни предпринимались во все века. Один из биографов Наполеона, Фредерик Масон, рассказывает, в какой обстановке воспитывалась Мария-Луиза, будущая супруга императора:

«Эрцгерцогиня не должна была знать, что в природе существуют два разных пола. Воспитатели дошли до таких утонченных требований стыдливости, что получилось нечто, граничащее с непристойностью. В птичьих дворах – только куры и ни одного петуха, в клетках – ни единого кенаря, только канарейки, в апартаментах собаки – только самки».

В наши дни трудно представить себе подобное: современные дети обо всем узнают с пеленок!

Социологические опросы показывают: лишь каждый третий взрослый считает, что ответственность за сексуальное воспитание детей лежит на мамах и папах, остальные хотели бы переадресовать ее воспитательнице в детском саду, образовательным телеканалам или пустить все на самотек.

Многие мамочки опасаются, что поскольку они не обладают психологической и педагогической подготовкой, а также знаниями в области сексологии, необходимыми для подобных бесед, то не смогут правильно донести до малыша нужную информацию и способны сделать только хуже.

Напрасные опасения! Вот что говорят по этому поводу детские психологи из США: «Ждать, пока сам ребенок спросит об этом, значит очень рисковать. Начните разговор тогда, когда ребенок еще зависит от вас эмоционально, когда вы еще являетесь для него авторитетом: только в этом случае вы добьетесь успеха».

Личный опыт

«Дети не вкладывают в свои вопросы неприличный смысл, – утверждает психолог Мария Морозова. – Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. Если мы его не оправдываем – отмахиваемся, стыдим и т. д., вопросы не исчезают – просто ребенок учится не задавать их родителям.

Самое разумное – удовлетворять интерес по мере его возникновения. Пока малыш не проявляет любопытства к соответствующим темам, не привлекайте к ним его внимание. Не выдавайте больше информации, чем от вас требуется: выясните, что конкретно хочет узнать пытливое дитя на этот раз, и не уклоняйтесь от заданного предмета.

На третьем году жизни, увидев на прогулке такого же, как она, карапуза в зимнем комбинезончике, моя дочка задумчиво протянула: «Интересно, кто из него вырастет – мальчик или девочка?» Пришлось объяснить, что этот факт определяется в момент рождения ребенка.

Через полгода, когда она заинтересовалась рубцом от кесарева сечения под моим купальником, мы выяснили, что маленькие дети девять месяцев проводят у мамы в животике. В четыре года наша девочка стала ходить в бассейн и сделала очередное открытие: «У мальчиков сзади есть что-то вроде краника!»

Совместными усилиями мы обнаружили, что заинтересовавшая ее деталь мужского организма все-таки расположена спереди, а попутно установили, для чего она нужна и чем, собственно говоря, отличаются девочки от мальчиков.

Если до 5–6 лет ребенок ни о чем таком вас не спрашивал (что иногда случается), заведите с ним разговор сами. Но для начала продумайте в деталях план предстоящей беседы. Впрочем, не обязательно изобретать велосипед – купите книгу или энциклопедию из серии «Как говорить с детьми о сексе».

Держитесь поближе к истине, не рассказывайте сказки про аиста и капусту. В наши дни они выглядят особенно нелепо. Вы говорите, что приобрели малыша в специальном супермаркете для младенцев, а по телевизору показывают тетю, которая только что родила ребенка в соответствии с президентской программой улучшения демографической ситуации в России: выходит ваш, купленный, вам не совсем родной, а как бы усыновленный!

Представьте, с какими психологическими проблемами столкнется малыш, когда обман обнаружится!

Не используйте басни о деторождении в качестве временной замены правде хотя бы потому, что в этой самой правде нет ничего такого, из-за чего ее следовало бы скрывать.

Фото: East News