Осторожно, распродажа

Знакомая история: вроде все есть, но видишь повсюду «-50%», «113», «Каждому покупателю - подарок!» и не можешь удержаться.

Знакомая история: вроде все есть, но видишь повсюду «-50%», «1+1=3», «Каждому покупателю - подарок!» и не можешь удержаться. А придя домой и проверив по Интернету баланс своей банковской карты, хватаешься за голову.

Но что самое обидное, большая часть сделанных под влиянием магического слова «скидка» покупок в действительности оказывается ненужной. Что же делать? Забыть в дни распродаж дорогу в магазины совсем? Зачем же так радикально? Просто узнайте о распродажах все! И тогда в следующий раз избежать напрасных трат будет гораздо легче.

Почему магазины устраивают распродажи

Все началось еще в XVIII веке, когда в Европу хлынул поток колониальных товаров. Купцам требовалось как можно быстрее освобождать складские помещения для завоза новых партий, чтобы от конкурентов не отставать и почаще удивлять избалованных покупателей чем-то новеньким. Тогда-то и были придуманы распродажи. Сейчас же причин, по которым их устраивают магазины, гораздо больше.

Чтобы привлечь новых покупателей. Нередко мы узнаем о том или ином магазине именно тогда, когда он на всю страну объявляет о распродаже. Возникают интерес к этой торговой

точке и мысли о выгодных покупках. Как следствие - желание немедленно ее посетить. Если товар понравился, то вы наверняка расскажете об этом магазине знакомым и обязательно вернетесь туда уже не в дни распродаж, чтобы осмотреть ассортимент без спешки и очередей в примерочные.

Чтобы больше продать. Зачастую, когда у нас появляется возможность сэкономить, мы не задумываясь тратим деньги на то, что и не собирались покупать вовсе. Магазин остается в большом выигрыше, а вот слабохарактерные шопоголики, к сожалению, нет. Конечно, надо себя время от времени баловать и радовать, но шоколад, например, тоже прибавляет гормонов счастья, при этом стоит он всего 20-100 руб. за плитку без скидок и распродаж, да и места в шкафу не занимает.

Чтобы заинтересовать новой коллекцией. Лучшая реклама новой коллекции одежды или обуви - проходящая в то же время распродажа старой. Вроде магазин обвешан всякими «-50%». Но вы заходите туда и обнаруживаете, что скидка только на отдельные вещи прошлого сезона, а вокруг уже красуются яркие модные модели, однако скидки на них не распространяются. В результате вы уходите с парой модных обновок по завышенным ценам, даже не вспоминая про те «-50%», которые заманили вас в магазин.

Чтобы убедить покупателя в доступности цен. Нередко специально для распродажи завозится партия дешевых товаров, которых прежде в этом магазине и в помине не было. Купив там однажды вещь за копейки, вы наверняка запомните это место и вернетесь туда в поисках недорогих нарядов, ну и, конечно, мимоходом смотрите весь ассортимент.

Потому что всем свойственно ошибаться. Даже самым опытным байерам (менеджерам по закупкам товаров для розничных сетей) не всегда удается угадать, какие вещи будут пользоваться спросом в этом сезоне, какие цвета, фасоны, размеры и в каком количестве нужно заказать. Влияют и капризы погоды. Кто, например, из продавцов в Москве мог предположить, что зима 2006/07 окажется такой теплой? Никто. И все, как обычно, заставили прилавки высокими сапогами на меху.

Чем нас заманивают

Самые беспроигрышные уловки давно уже взяты на вооружение всеми крупными торговыми сетями, и вы тоже наверняка их знаете. Но от этого они не утрачивают своего влияния на покупателей и по-прежнему вызывают активное желание покупать.

Двойные и тройные ценники. Демонстративное перечеркивание старой цены и криво наклеенная новая притягивают как магнит. Почувствовав разницу, покупатель остается ею доволен, и вероятность того, что он не уйдет ни с чем, многократно возрастает. А если цены перечеркнуты пять раз, то создается впечатление самой выгодной покупки и невозможности ее отложить, так как думаешь: «Надо же, как много я могу сэкономить! Видимо, это последняя цена. Надо срочно брать, иначе кто-нибудь меня опередит!»

Две вещи по цене одной. Тоже звучит весьма заманчиво, хотя с торгового языка на человеческий эта фраза переводится как «скидка 50% на все старье». Выбор второй вещи, правда, бывает сильно ограничен. Вы можете выбрать ее из той же распродажной коллекции и в пределах той же суммы, что уже заплатили.

Ограниченное предложение. «Скидки только сегодня и больше никогда!», «Магазин закрывается!», «Последний день распродажи, торопитесь!» и все в таком духе. И вот вы уже действительно торопитесь, присматриваетесь и, даже если сомневаетесь, покупаете, ведь завтра может быть поздно. Вам не оставляют времени на раздумье, внушая «купи сейчас или забудь об этом навсегда».

Зачастую объявления про «последний день» или «закрытие» - самая настоящая уловка, некоторые магазины не снимают такие вывески с витрин неделями и даже месяцами. Достаточно вспомнить недавнюю историю, когда одна популярная обувная сеть сначала объявила на всю страну о готовящемся закрытии, а спустя год (!) вдруг «передумала». Блестящий ход, который наверняка принес идеологам компании бешеную прибыль.

Часто продавцы «прозрачно» намекают, что весь дешевый товар в зале и дополнительных поступлений уже не будет. Хотя на самом деле это не так.

«VIP-распродажа для постоянных клиентов». Обладателям «золотых» и «платиновых» дисконтных карт того или иного магазина периодически по почте или по e-mail присылают приглашения на так называемые закрытые распродажи на специальных условиях. При этом в

бутик в назначенное время действительно пускают только по пригласительным, а «счастливчиков» угощают конфетами и шампанским.

По сути вас просто приглашают «насладиться» скидками на пару дней раньше официального их объявления, чтобы протестировать на вас спрос на разные модели. Ведь магазин в курсе, что вы щедрый покупатель, все ваши покупки фиксируются на клубной карте, поэтому-то вы и нужны ему в первую очередь. Хотя никакого «эксклюзива» взамен вы не получаете. Через два дня в магазине будут те же самые вещи и по тем же ценам, что и на вашей «закрытой» распродаже.

Скидка 90%. Да, и такое бывает, но, как правило, это лишь означает, что наценка до распродажи была запредельной, за 3 000 руб. продавали то, что и 300 не стоит, и что склад этим просто завален. Именно распродажа показывает истинную цену товара без амбициозных торговых накруток. Если вы на такую распродажу попали и что-то нужное все-таки выбрали, то на будущее пометьте себе, что это магазин слишком завышенных цен.

Как противостоять уловкам торговцев?

Очень просто - ходить по магазинам без гроша в кармане. Ну а если серьезно?

Все равны перед законом

Любые объявления в магазине о том, что «вещи, купленные на распродаже, обмену и возврату не подлежат», -
не более, чем ловкая выдумка продавцов, прикрывающих иногда торговлю некачественным товаром

Не поддавайтесь эйфории праздника! Новый год - это хорошо, но голову терять не надо. Помните об этом! В новом году многие стараются начать жизнь с чистого листа, но не стоит начинать ее еще и с пустого кошелька, «перестаравшись» на праздничных распродажах.

Составляйте список. Это ваше главное оружие против соблазна поддаться спонтанному шопингу. Вы должны четко определиться, что вам действительно нужно, и стремиться именно это и купить дешевле, а не бросаться на все подряд.

Накануне праздников составьте поименный список тех, кому собираетесь что-то подарить. Постарайтесь никого не забыть, но и не покупайте подарки с запасом, чтобы потом не пришлось оставлять милые новогодние безделушки, не нашедшие своего хозяина, до следующего Нового года.

Кредитку оставляйте дома. Удобная штука - кредитная карта с льготным периодом кредитования. Можно накупить на нее кучу всякой всячины (естественно, в пределах установленного лимита), а потом в течение 50-60 дней погашать долг, причем без каких бы то ни было процентов.

Казалось бы, если вы потратили 20 000 руб., то за два месяца, получив, например, две зарплаты по 30 000 руб., вы легко с таким долгом рассчитаетесь. Однако на самом деле это губительный подход, который при увольнении, болезни, забывчивости или любом другом «сбое», не позволившем вам вовремя расплатиться с банком, приведет к тому, что на долг будут начислены немаленькие 20-30%. Следовательно, вся ваша выгода от шопинга сойдет на нет, да и кредитная история может быть подпорчена. Используйте кредитку только в экстренных случаях, когда деньги действительно нужны позарез.

Не комплексуйте. Многие из нас испытывают робость перед дорогими магазинами и заходят туда исключительно в период распродаж. Однако в бутике, где продавщицы мило здороваются и спрашивают «чем помочь?», становится как-то неловко сразу же броситься к заветному стенду со скидками и мы начинаем неспешно обходить торговый зал, по пути обнаруживая что-то очень интересное. Отказаться от красивой вещицы и любезности продавцов бывает трудно. Лишь дома может возникнуть ощущение «дежавю»: нам покажется, что мы купили что-то, что у нас уже висит на вешалке, только втридорога.

Постарайтесь избегать покупок из вежливости и, в какой бы магазин вы ни вошли, не оставляйте чувство собственного достоинства за дверью, а на вопрос «чем помочь?» отвечайте: «Деньгами!»

Не попадайтесь на обещанные подарки. Вторая, подаренная, вещь будет приятной мелочью, только если первую вы выбирали и покупали осознанно и ради нее самой, а не потому, что вам пообещали что-то дать «в довесок». А если вам нужно именно то, что дарят, лучше купить это отдельно, цена, скорее всего, будет ниже, чем на первую вещь, да и место в шкафу сэкономите.

Терпение! Если во время распродажи вам что-то приглянулось, но вы до конца не уверены в целесообразности покупки, отложите ее хотя бы до завтра. Вполне возможно, что эта вещь не так уж вам и нужна - но чтобы это понять, требуется время.

Внимание! Будьте придирчивы к качеству того, что покупаете. Дешевые вещи зачастую и выглядят дешево. Желание их носить, как правило, пропадает после первого же выхода, и они становятся очередной обузой для гардероба.

Спокойствие! Многие из нас, увидев толпу в магазине, спешат к ней присоединиться и «за компанию» накупают лишнего. Вместо того чтобы поддаваться всеобщему ажиотажу, загляните в свой кошелек, сверьтесь со списком и сохраняйте спокойствие. Бойко влезайте в толпу, только если там действительно «дают» что-то из заранее вами запланированного.

Не будьте жертвой моды. Не спешите в конце зимы накупить чего-то ультрамодного из прошлой коллекции. Наверняка через год все это безнадежно устареет. Если и покупать несезонные вещи, то только классического стиля и кроя: они никогда не выходят из моды. Хотя скидки на них зачастую ниже.

Мы идем своим путем

Если в России распродажи - явление скорее стихийное и непредсказуемое (они зависят не только от воли торговцев, но и от погодных условий), то на Западе - наоборот. Там заранее составляются графики распродаж, а размеры скидок регулируются законодательством и не могут превышать 30-50%.

То есть все знают, что, когда и с какой скидкой будут продавать. До распродажи большинство европейских и американских покупателей просто прицениваются, а покупают, когда уже объявлены скидки. За время рождественских распродаж многие западные магазины делают половину всего годового оборота. В России таких рекордов пока нет, но в последние годы уровень продаж в период сезонных скидок в некоторых сетях подскакивает в 2-4 раза.

Наши скидки в 70-90% кажутся иностранцам неожиданно огромными и непонятными. И еще больше им непонятно, почему многие русские пренебрегают распродажами. Просто мы не привыкли ждать, если что нам понравится, мы купим прямо здесь и сейчас, пусть и втридорога, и на последние деньги.

И еще у нас принято считать, что на распродажах продают уж что-то совсем непотребное, и если мы польстились на скидки, то лучше об этом помалкивать. Таковы особенности национального менталитета. У европейцев подобных комплексов нет. Они смело штурмуют двери магазинов в первый день скидок, хватают вещи без примерки, так как померили их накануне, строятся в очередь в кассу и бегут домой с обновкой, радуясь при этом как дети.