Кристиан Барнард (08.11.1922 - 02.09.2001) стал кардиохирургом случайно. Во всех интервью он полушутя-полусерьезно говорил, что хотел выучиться на врача, поскольку слышал, что врачи много зарабатывают, а ему необходимы были деньги для помощи семье.
Его отец Адам Барнард был священником-миссионером в Капской провинции Южно-Африканской Республики. Мать Мария занималась воспитанием четырех детей, а еще играла на органе в маленькой церкви мужа, прихожанами которой были "цветные", т.е. люди второго сорта в жестко сегрегированном обществе ЮАР. Впоследствии, став уже всемирно известным кардиохирургом, Барнард входил в число противников политики апартеида.
Он даже опубликовал в соавторстве с З. Стандером антирасистский роман «Нежелательные элементы».
В интервью, данном за два месяца до смерти в 2001 г., он с благодарностью вспоминал своего отца, который привил ему чувство расовой толерантности, научил любить жизнь и вообще все живое.
Однажды Барнард с грустью заметил: «Когда Бог смотрит на Землю, то думает, что единственная ошибка, которую он совершил, - это сотворение человека. По сути, человеку для жизни требуется совсем немного: еда, чтобы есть; воздух, чтобы дышать; вода, чтобы пить; и кров над головой - сообразно климату. Что же делает человек? Загрязняет землю, реки, воздух, выжигает леса».
Противоречивость поведения людей изумляла его, но не мешала любить их. О его заботливости к пациентам ходили легенды.
Если отец привил Кристиану толерантность, то мать учила его быть во всем первым, но при этом не терять головы (когда на дереве много плодов, ветви слишком низко склоняются к земле).
Луна в Близнецах, Белая Луна в Скорпионе и Марс в Водолее образовали Пирамиду в его космограмме. Само слово «пирамида» (пирос + мидос) перводится как «застывший огонь». Свою Пирамиду Барнард выстраивал в области здоровья, исследуя взаимосвязи внутренних звеньев человека (Луна в Близнецах на вершине Пирамиды). Он смог заменить одно звено на другое, впервые осуществив пересадку сердца. Это было бы невозможно, если бы хирург не опирался на квинтиль между Марсом и Белой Луной. Марс в Водолее позволял ему находить новые оригинальные решения в хирургии. Белая Луна в Скорпионе давала силы для возвращения людей к жизни. Любому хирургу очень хорошо иметь квинтиль между Марсом и Белой Луной. Этот аспект говорит о том, что вся творческая инициатива, все новые решения и открытия в области хирургии будут поддержаны со стороны светлых сил.
После 1967 г., когда Барнард сделал первую в мире пересадку сердца человеку, он стал всемирно знаменит. Он много путешествовал, встречался с известнейшими людьми - от принцев и королей до американских президентов и Папы Римского. Барнард стал своего рода "голливудской звездой" от хирургии. Этому во многом способствовали как его располагающая внешность, так и явно выраженная внутренняя харизма. В его карте удивительный 10-й дом, дом известности и славы - там, кроме Восходящего Лунного узла стоят Сатурн, Меркурий и Юпитер.
Однако несмотря на звездную биографию, он оставался все таким же веселым и открытым.
Медицинское образование Барнард получил в Кейптауне, где и проработал большую часть жизни. Там он сумел создать знаменитую школу кардиотранспланталогии. Но важнейшими в его врачебной карьере были два года, проведенные на стажировке в США. В 1956 г. ему представилась возможность учиться в Миннесоте у известнейших специалистов в области кардиохирургии. Он много трудился, изучая их опыт операций на открытом сердце и занимаясь протезированием сердечного клапана.
В Кейптаун Барнард вернулся в 1958 г., (на обращении Юпитера и транзите Белой Луны по первому дому), окрыленный той поддержкой, которую он получил в научных кругах США. У него была аппаратура для операций на открытом сердце и грант для дальнейшей работы в кардиохирургии. Это дало возможность создать сильную команду единомышленников, которые и помогли взойти на Олимп. Его Солнце в XI доме давало стремление к дружбе и сотрудничеству, научный авантюризм, изобретательность, склонность заслужить признание через творческие достижения, полученные в работе с коллективом.
Барнард часто повторял, что искусству трансплантации учился у российского хирурга Владимира Демихова, который первым пересадил сердце собаке.
Кристиан был прилежным учеником, и 3 декабря 1967 г. - день первой в мире пересадки сердца человеку - не был случайным в биографии хирурга кейптаунского госпиталя Гроте Схюрт. По словам Барнарда, с хирургической точки зрения, пересадка сердца не столь сложна. Важнее оборудование, лекарства, интенсивная терапия, т.е. технология трансплантационного процесса. Но и это не все. Самое важное - это способность пойти на риск.
Наличие Белой Луны в Пирамиде является свидетельством того, что человек сможет найти точку опоры в любых экстремальных ситуациях. Тем более, что у Кристиана Барнарда она находилась в знаке Скорпиона, который связан с экстремальными ситуациями и рискованными предприятиями.
В его гороскопе мы видим Прозерпину в Весах в соединении с Восходящим Узлом в Деве. Это соединение особенно интересно тем, что находится на границе двух знаков Зодиака, открывая верхний Зодиак, который порой дает безграничные возможности по функциям планет, соединяющихся между собой.
Восходящий Узел в Деве изначально указывает на один из путей проявления этого знака - путь медицины. Прозерпина, являясь управителем знака Девы, где стоит Восходящий Узел, и находясь с ним в соединении, фатально выводит человека на этот путь. Благодаря такому исключительному стоянию Прозерпины (планеты сверхсистемы, алхимии, регенерации) именно Барнарду удалось вживить в тело больного донорский орган.
Как впоследствии шутил Барнард, его отличает от Юрия Гагарина то, что во время его первого полета рисковал сам космонавт, а во время первой трансплантации сердца рисковал пациент. Но все же способность пойти на риск - это важнейшее свойство первопроходцев, к когорте которых принадлежал и Барнард.
Он часто повторял: его философия жизни состоит в том, что величайший риск - не рисковать вообще. Если лев загнал вас на берег реки, где полно крокодилов, - приводил чисто африканский пример Барнард, - то вы поплывете на ту сторону. Потому что у вас есть хотя бы один шанс выжить. Но вы никогда бы на это не пошли, если бы не было льва. Это очень выразительное описание Солнца в Скорпионе.
Луис Вашханский - первый пациент с пересаженным сердцем - страдал от многих болезней. Кардиологические проблемы, которые сами по себе грозили летальным исходом, дополнялись еще и диабетом. Ему исполнилось лишь 53 года, он работал стоматологом и был обречен медленно и мучительно умирать. Вашханский решил рискнуть и переплыть реку, полную крокодилов.
Он ее переплыл, но лишь 18 дней сумел прожить с новым сердцем, доставшимся ему от молодой женщины, погибшей в автомобильной катастрофе. Вашханский умер потому, что лекарства, которые ему давались, чтобы новый орган не отторгался организмом, сбивали до нуля иммунитет.
Сейчас в мире выполняется около сорока тысяч таких операций в год, в том числе и операций по пересадке сердца.
В 1967 году в транзитах Нептун вышел на натальную Белую Луну Барнарда, давая Божественную помощь, а Марс встал на Асцендент, наделяя личной смелостью.
В 1967-73 гг. Кристиан Барнард сделал десять трансплантаций, и результаты в целом были обнадеживающими. Так, например, второй пациент Филипп Блайберг выписался после операции из госпиталя и прожил 19 месяцев. Однако донорское сердце не всегда безотказно запускалось даже после блестяще проведенной операции.
В 1967 г. Барнарду было сорок пять лет и слава, которую он приобрел, была огромна.
Успех операции по трансплантации сердца перенес Барнарда в совершенно другой мир. Мир славы и обожания ему понравился, и он этому миру знаменитостей понравился тоже. Барнард избежал "звездной болезни", он сумел оставаться естественным и открытым. Наверно, в этом ему помогала Луна в Близнецах. Это, по его собственному мнению, объяснялось тем, что он любил людей и легко себя с ними чувствовал. Барнард не комплексовал, общаясь со звездами ("Да, Джина Лоллобриджида была моей любовницей, ну и что?").
Он был всегда улыбчив, раскован, отличался незаурядностью в своем внешнем облике и стиле жизни. Одевался у известных кутюрье Италии и придавал большое значение своей прическе. Постоянные появления в обществе красивых женщин сделали его любимцем папарацци. В его карте есть прекрасный аспект секстиля между Венерой и Марсом.
Барнард явно стремился разрушить стереотип надменного, рационального медицинского светила. Его никогда не воспринимали как "настоящего профессора", поскольку он был очень естественным и простым в общении. Наверно, в этом ему помогало соединение Меркурия и Юпитера.
Личная жизнь Барнарда всегда была предметом обсуждения на страницах желтой прессы. Он трижды женился, причем, как правило, жены были намного его моложе. В этом ему конечно помогал Плутон на Десценденте в тригоне к Солнцу.
Но профессор этого не стеснялся и говорил, что регулярная половая жизнь - лучший способ сохранить сердечно-сосудистую систему и укрепить сердечную мышцу. В 1969 г. он развелся с первой женой - медсестрой, от которой у него было двое детей, и в 1970-м женился на очень красивой женщине Барбаре Зулнер. Ее портреты часто украшали обложки модных журналов.
В одном из своих последних интервью (1998 г.) Барнард с гордостью отмечал, что у него сейчас третья жена. От прежних браков - четверо детей, а сейчас родился пятый ребенок. Если старшему 27 лет, то дочери только 16 месяцев. При этом жене нет еще и двадцати пяти.
Однако в его словах сквозит и горечь понимания истины своей семейной одиссеи: «Я был женат три раза, но все слова благодарности могу адресовать лишь первой жене, которая просто любила меня и с которой мы до сих пор дружим. Моя вторая жена полюбила не меня, а мою славу, а третья - славу и деньги. Но я не имею к ним претензий. Мне 79 лет, и я могу сказать, что прожил счастливую жизнь, потому что люблю жизнь».
В ноябре 1974 г. (когда закончился транзит Плутона по его Восходящему Узлу с Прозерпиной) Барнард вновь удивил мир, добавив к уже имеющемуся сердцу больного еще одно. Если организм отторгнет новое сердце, то у больного будет шанс пожить некоторое время за счет старого.
Смелый эксперимент по вживлению донорского сердца при сохранении сердца самого пациента значительно повышал процент выживаемости среди больных. В период 1975-84 гг. Барнард сделал 49 пересадок сердца без изъятия собственного сердца пациента. Как результат, люди жили после операций в 50 процентах случаев один год, в 20 процентах - пять лет.
В 1983 г.(во время транзита Плутона по соединению натального Меркурия и Юпитера) Барнарда стали мучить артрит и астма. Он ушел из активного хирургического процесса, занявшись чтением лекций и работой на своей ферме. «Мне не хватает задач, моя профессия не приносит больше удовлетворения. Считаю, если я это понял, то нужно прекращать свою работу». Возможно, такая оценка ситуации в транспланталогии была в целом оправдана.
В начале 80-х гг. в трансплантации кардинальных изменений не произошло, техническая сторона осталась той же. Но появились лекарства, эффективно препятствующие отторжению тканей. Такие, например, как циклоспорин. Что касается пересадки сердца, то до применения циклоспорина лишь 50% прооперированных проживали один год. Сейчас - 85-90%.
В среднем жизнь после трансплантации сердца пролонгируется на два года. Но это не пролонгация мучений, а нормальная полноценная жизнь. Поэтому Барнард считал трансплантацию сердца оправданным риском, ибо человеку дается качественно лучшая жизнь.
В его гороскопе обращает на себя внимание то, что Белая Луна и Солнце находятся в одном знаке, на расстоянии 9-ти градусов. Это делало его очень светлым человеком.
По мнению Барнарда, цель медицины - не продлить жизнь, а улучшить качество жизни. Если у нас больше нет возможности улучшить ее качество, тогда наша обязанность - дать пациенту умереть хорошей смертью, не продолжая лечения, которое не имеет никакой ценности.
Сам Барнард никогда не считал себя гениальным хирургом и говорил, что его успех - это плод кропотливой работы и внимательного отношения к людям. Он считал, что главная задача врача - облегчить жизнь больному. Именно поэтому он выступал за эфтаназию, говоря, что если врач уже не в силах облегчить жизнь своему пациенту, то его призвание - помочь больному достойно уйти из жизни.
Жизненная философия Барнарда, бесспорно, красива, но в его личной жизни все оказалось не так изящно, как в теории. Начиная с 80-х гг., в его жизнь входит много печального: умер от передозировки наркотиков первый сын, и распался после 12 лет второй брак.
В 61 год профессор оставил активную хирургическую деятельность и стал уделять больше внимания проблемам замедления процессов старения. Он сотрудничал со швейцарской клиникой, где основное внимание уделялось омоложению путем инъекций экстрактов эмбриона овцы.
Однако в этой области он не приобрел известности. Скорее, наоборот. Так, в 1986 г. Барнард сильно «подмочил» свою профессиональную репутацию, взявшись рекламировать некий «чудодейственный» крем для лица, который должен был возвращать молодость.
В это время и сам Барнард сильно был озабочен проблемами собственного старения. В 1987 г. (транзитный Плутон начал делать соединение с его натальным Солнцем) он в третий раз женился. На этот раз на фотомодели, которая была моложе профессора на целых сорок лет. Тем не менее, у них родилось двое детей, хотя брак оказался недолговечен.
Впрочем, жизненные невзгоды не лишили профессора Барнарда всегдашнего оптимизма. Более того, размышляя над проблемой сохранения здорового сердца, он пришел к выводу, что его собственная жизнь может служить иллюстрацией того, как можно такое сердце сохранить.
В 1999 г. в содружестве с двумя журналистами Барнард пишет книгу «50 путей к здоровому сердцу», в которой высказывает нетрадиционный взгляд на многие, казалось бы, прописные истины. «Моя книга, - отметил профессор, - должна научить людей избегать сердечных заболеваний и продлевать полноценную жизнь».
Глава «Питание» начинается с парадокса в духе Кристиана Барнарда: «Плохая новость: от диет толстеют, заболевают, впадают в депрессию. Хорошая новость: чтобы похудеть, вам не нужна диета».
Питание, по мнению Барнарда, - самый важный фактор в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. «Я люблю овощи и фрукты, к которым меня приучили еще в детстве; если мне хочется мяса, то я ем мясо. Иногда меня сильно тянет на сладкое. Но при этом я всегда вспоминаю слова моей матери: «Прекращай есть, когда ты еще голоден». Этим советом Барнард пользовался всю жизнь.
По его мнению, другой важнейший путь к здоровью определяется смехом. Смех заряжает нас бодростью и энергией, столь необходимыми здоровому организму.
Не менее важная составляющая здоровья - стресс. Профессор трижды перенес сильный стресс. «Всегда это было связано с близкими мне людьми. Когда вторая моя жена Барбара развелась со мной, у меня появился еще один болезненный опыт: расставание с человеком может вызвать больший стресс, чем его смерть». Однако, по мнению Барнарда, стресс сам по себе не опасен, он, скорее, активизирует наш организм и повышает его сопротивляемость.
Более всего Барнард возмущался новым типажом врача-технократа, который лечит на основе высоких технологий, но забывает при этом о важности человеческих взаимоотношений доктора и пациента. Профессор замечал, что медицина сегодня - это инъекции, таблетки, операции и счета. Как часто вы, будучи пациентом, слышите от врача, что вам полезно смеяться, слушать побольше хорошей музыки, спать, отдыхать, заниматься сексом, использовать Виагру, если она помогает?
Профессор никогда не комплексовал относительно взлетов и падений в своей карьере. Он любил повторять: «Когда я умру, то смогу сказать: «Спасибо тебе, Господи, я имел большие возможности в этой жизни и воспользовался ими».
Кристиан Барнард умер от сердечного приступа на Кипре во время отдыха в сентябре 2001 года в возрасте 79 лет.
При подготовке к публикации были использованы материалы статьи Натальи Васильевой «Кристиан Барнард. Помощник Бога» аналитического еженедельника «Дело» .