История дома Tiffany: как создавалась мечта

Молодой автор из Нью-Орлеана и бывшая балерина сделали легенду ювелирного дома Tiffany & Co общеизвестной. Находясь под очарованием «Завтрака у Тиффани», каждая девушка отныне мечтала о помолвочном кольце вполне определенного дизайна.

Молодой автор из Нью-Орлеана и бывшая балерина сделали легенду ювелирного дома Tiffany & Co общеизвестной. Находясь под очарованием «Завтрака у Тиффани», каждая девушка отныне мечтала о помолвочном кольце вполне определенного дизайна.

Одри Хепберн в роли Холли Голайтли в легендарном фильме "Завтрак у Тиффани" по книге Трумена Капоте
Одри Хепберн в роли Холли Голайтли в легендарном фильме "Завтрак у Тиффани" по книге Трумена Капоте

В короткой повести «Завтрак у Тиффани» Трумен Капоте набросал образ потерянной светской красавицы. Прорываясь сквозь ироничные замечания автора, пытливый читатель разглядел бы истинный характер Холли Голайтли. «Я хочу быть собой, когда в одно прекрасное утро проснусь и пойду завтракать к Tiffany. Там все чинно и благородно, и ничего не может с тобой случиться плохого», – прямой цитатой из повести объяснялась героиня Одри Хепберн. Ювелирная марка Tiffany & Co обрела современную легенду после выхода одноименного кинофильма в 1961 году.

Покупка обручального кольца в фирменной голубой коробке отныне сообщала не только о намерениях жениха сделать красивое предложение руки и сердца. Кольцо обещало своей избраннице те самые покой и защиту, в которых так нуждалась мисс Голайтли. Белоснежную ленту с тонкими буквами на ней и голубую коробочку хранили так же бережно, как и само украшение. Tiffany & Co вовсе не рифмовалось с «любовью», но стало синонимом самых искренних чувств.

Счастлив тот, кто имеет миллион долларов и быстрый ум. Чарльзу Льюису Тиффани было всего 25 лет, когда он решил открыть собственное дело. Сын владельца небольшой компании по производству хлопка рано начал работать. Еще не закончив школу, помогал отцу в лавке, которая также принадлежала семье Тиффани. В 1837 году Чарльз взял из семейной казны миллион долларов и отправился в Нью-Йорк. В компаньоны выбрал верного друга – одноклассника Джона Б. Янга. Чарльз мог доверять ему на все сто. Их объединяли почти что родственные узы: Чарльз был влюблен в сестру Джона (через пару лет Хэриетт Янг счастливо поменяла фамилию на Тиффани).

Российская теннисистка Мария Шарапова и Мишель Батлер на коктейльной вечеринке Tiffany & Co в отеле Americana. Лос-Анжелес
Российская теннисистка Мария Шарапова и Мишель Батлер на коктейльной вечеринке Tiffany & Co в отеле Americana. Лос-Анжелес

В конце 1930-х годов молодые люди открывают в районе Бродвея галантерейный магазин. Витрины предлагают канцелярские принадлежности, столовое серебро, изящные стеклянные безделушки, иностранный фарфор, часы на цепочках. Несмотря на привычную для того времени торговлю в кредит, Тиффани вежливо настаивает на оплате наличными. Не вступает с покупателями в торг, напротив – всегда придерживается стоимости, указанной на ценниках. К 1845 году бродвейский магазин начинает выставлять на продажу первые ювелирные украшения. При этом «у Тиффани» в то время можно найти и бронзу, парфюмерию, кремы для волос и кожи, аксессуары (мужские мокасины и пояса) и даже упряжь.

Во второй половине XIX века американское общество незаметно вступает в «Золотой век». Волна иммигрантов размывает национальный облик, создавая новые общины. Чарльз Тиффани умело встречает рост промышленной индустрии. Его главная задача – найти достаточно подвесок, диадем и браслетов, чтобы удовлетворить внезапно разбогатевших клиентов. Тиффани решает дать шанс одноименным ювелирным мастерским. Владелец ювелирного бутика становится еще более знаменит, когда Авраам Линкольн решает заказать именно у него ожерелье из крупных жемчужин для возлюбленной супруги Марии. Новый американский стиль далек от сдержанных европейских традиций. Но эту марку уже тогда отличают простота дизайна, гармония линий и точность в огранке. В 1867 году новый бренд получает международное признание на всемирной выставке в Париже. Через двадцать лет в ювелирных мастерских Tiffany будет создан эталонный образец кольца для помолвки – одинокий бриллиант на шести тонких креплениях. К началу XX века на Tiffany & Co работало более тысячи человек. Официальные представительства появились в Лондоне, Париже и Женеве.

Солидное фамильное состояние Чарльз Тиффани завещал сыну – Луи Комфорту. В 1904 году молодой Теодор Рузвельт заказывает в одной из ювелирных мастерских теперь уже Тиффани-младшего классическое кольцо для помолвки. В Европе Луи Комфорта знают не только как владельца ювелирного бренда, но и как стекольного дизайнера. Луи получил блестящее образование, мечтал о судьбе живописца, провел несколько лет в творческих путешествиях по Франции, которая в то время была Меккой для человека искусства. Подобно творившему в то же время австрияку Густаву Климту, молодой Луи ищет вдохновение в природе – растениях и цветах. Более ювелирных украшений его влекут эксперименты с витражными техниками, стеклом и хрустальным гранением. Вместо обыкновенной торшерной лампы он первым создает фантазийные светильники в стиле актуального ар-деко. Радужные фонарики держатся на тонкой ножке из витой меди. Тиффани соединяет цвета: в стекольном рисунке оттеняет красный бочок яблока зелеными листьями, голубых стрекоз помешает в середину ярко раскрашенных соцветий. Лампы редко оказываются парными. Каждая – предмет завистливого интереса коллекционеров. Неудивительно, что в конце XX века аукционный дом «Кристи» продал с торгов одну из небольших ламп Тиффани почти за 3 млн долл. Даже грубоватые подделки оживают при свете – играют бликами на стенах. Луи Комфорт Тиффани недолго возглавляет компанию отца – выбирает карьеру художника и передает право принимать судьбоносные для бренда решения Джону Муру. Родственник ювелира, поставлявшего для бутика Тиффани украшения, становится президентом. Именно его сыну придется справляться с последствиями кризиса 1940-х годов и нового взлета 1960-х.

Галстуки, оправы, парфюм, брелоки, кошельки, визитницы, письменные принадлежности... Среди именитых поклонников – Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Вандербильды (второе место в списке самых богатых американских семей всех времен), Жаклин Кеннеди-Онассис, Принцесса Диана. Бренд и сегодня представляет многообразие товаров. К лимитированным коллекциям ювелирных украшений прибавились и сумки простого, элегантного дизайна. Для вечернего выхода – клатчи металлик. Для трудовых будней – вместительные черные и бежевые из змеиной или же крокодиловой кожи. Под запрос доставят сумку и того самого небесного цвета, который является для бренда родным.

Дизайнер Палома Пикассо
Дизайнер Палома Пикассо

Этим летом очередную ориентальную коллекцию украшений представила Палома Пикассо (родная дочь испанского художника). Базовые элементы орнамента условно копируют зелидж – особую роспись марокканской плитки. В коллекции особое место занимают широкие кольца и массивные кулоны округлой формы. Палома Пикассо стала приглашенным дизайнером бренда в далеком 1981 году. Ее стиль и по сей день отличают верность золоту и аквамарину. Она поклонница анималистичных украшений – массивных брошей с фигурками животных.

Существует в семье Tiffany & Co и линейка подарков для… новорожденных. Крошечные серебряные ложки отличаются сдержанным дизайном. При витой рукоятке иногда украшены россыпью мелких камней. Tiffany & Co заботливо приучает любимого клиента к философии сдержанных трат – советует в качестве подарка на первый день рождения статуэтки-копилки. Белый слон в мелкий зеленый горошек согласно всем правилам фэн-шуй держит хобот наверх и ждет первых монеток.

Фото: Global Look Press, WireImage/Photas