Лучшие рестораны старой Москвы

Еще двести лет назад в Москве не было ни одного ресторана и вообще ни одного заведения, где человек благородного происхождения мог бы спокойно отобедать, не опасаясь за сохранность жизни и кошелька.

Еще двести лет назад в Москве не было ни одного ресторана и вообще ни одного заведения, где человек благородного происхождения мог бы спокойно отобедать, не опасаясь за сохранность жизни и кошелька.

Дворянство по обычаю старых русских бояр накрывало столы и кормило гостей у себя дома, щеголяя друг перед другом богатством угощения. А купцы, ремесленники и прочий люд выпивали и закусывали в трактирах, которых в Москве было огромное количество.

Атмосфера в трактирах была далеко не ресторанной – гуляли по-русски, с размахом, не щадя ни посуды, ни мебели, ни половых (так раньше называли официантов). Но именно там русская кухня, избавленная от европейских изысков, была настолько хороша, что в трактире Тестова, например, с удовольствием обедали особы царских кровей.

На звание первого ресторана, точнее ресторации, Москвы претендует «Яр», но классическую обстановку – с меню, отдельными столиками и официантами во фраках – в 1874 году предложил москвичам «Славянский базар» – самый роскошный и дорогой ресторан своего времени. Какие они, рестораны старой Москвы?

"Яр"

Самый знаменитый из исторических ресторанов Москвы. О нем писал Пушкин и пели цыгане в любовных романсах, за его столами сиживали Веневитинов, Брюллов, Чехов, Куприн, Горький, Андреев, Бальмонт и Распутин. В «Яре» пел и великий Шаляпин.

Первый «Яр» был отрыт в 1826 году, на Кузнецком мосту, французом по имени Транкий Яр (Tranquille Yard) – отсюда и название. Подавали в нем «всякий обеденный и ужинный стол, виноградные вина и ликеры, десерты, кофий и чай по умеренным ценам».

Старое деревянное здание московского ресторана "Яр" на почтовой открытке конца 19 - начала 20 веков. Из архива Музея истории Москвы.
Старое деревянное здание московского ресторана "Яр" на почтовой открытке конца 19 - начала 20 веков. Из архива Музея истории Москвы.

В 30-е годы XIX века заведение процветало в саду «Эрмитаж» – тогда-то украшением ресторана стало не только изысканное меню, но и цыганский хор, сравнимый лишь со знаменитым русским хором «Стрельны». Единственное, что не устраивало богатых посетителей, – в отличие от стрельнинских певиц, цыганки соглашались скрасить досуг гостей исключительно по любви, и были они разборчивы и горды.

Позже ресторан переехал в Петровский парк, за Тверскую заставу, где и находится до сих пор. В 1896 году ресторан приобрел купец Судаков и буквально за пару лет из популярного московского превратил его в знаменитый всеевропейский, сделав его любимым в среде промышленников, министров и богемы – театральной и литературной. Среди залов была даже императорская ложа – на случай если кто-то из членов царствующей фамилии захочет приятно провести вечер.

Шоу-программа в современном ресторане "Яр"
Шоу-программа в современном ресторане "Яр"

В 1918 году ресторан закрыли как буржуазный, а Судакова арестовали. Здание использовалось как кинотеатр, госпиталь и спортзал. В 1952 году обветшавший дом перестроили. Один из бывших залов «Яра», что символично, занял цыганский театр «Ромэн», в остальных помещениях расположились гостиница «Советская» и одноименный ресторан.

В 1998 году ресторан вернул себе историческое название, а вместе с ним и роскошь прежних времен. В настоящий момент можно сказать, что «Яр» – один из самых роскошных ресторанов Москвы. Из блюд рекомендуем: суп грибника с перепелиными бедрышками, цесарку с черными трюфелями и тот самый салат Люсьена Оливье. Чтобы чувствовать себя комфортно, рассчитывайте на сумму в 3500–4000 рублей с человека.

Адрес: Ленинградское ш., д. 32/2.
Кухня: русская, европейская. 

"Прага"

Второй по старшинству из сохранивших старинное имя, расположение и традиции ресторанов Москвы. Трактир «Прага» стоял на углу Арбата еще в 70-е годы XIX века и был заведением простецким – завсегдатаи извозчики даже перекрестили его в «Брагу».

В 1896 году купец Петр Семенович Тарарыкин выиграл здание в бильярд у прежних владельцев, перестроил и открыл шикарный ресторан «Прага» – на тот момент крупнейший в Москве. Можно сказать, что купец был коммерческим гением – он использовал приемы рекламы, формализованные минимум через полвека. В небезызвестном «Славянском базаре» поутру подавали фирменный графин коньяка с золотыми «журавлями», стоимостью в 50 рублей. Кто платил – тот и забирал пустой графин.

«Хорошо», – подумал Тарарыкин и заказал для ресторана фирменную посуду, как сказали бы теперь, с логотипом компании – на каждой тарелке и чашке золотом было выведено «Привет от Тарарыкина!». Он же придумал, как избежать конфликтов между разностатусной публикой – например, интеллигенцией и купцами. Им была устроена система многоярусных залов, в каждом из которых могла собираться своя компания.

Лучший знаток Москвы своего времени Гиляровский утверждал, что «Прага» шикарной кухней оставила далеко позади и тестовский трактир, и «Эрмитаж». Да и цены там были божеские. Обед комплексный за 1 руб. 25 коп.: консоме, пирожки; расстегайчики; телятина, бунетгер; жаркое из рябчиков, салат; глясе или кофе. Французские вина (красное и белое): 1 бутылка – 70 коп., стакан – 30 коп.; пиво из бочки - бокал 20 коп.

Посольский зал ресторана "Прага"
Посольский зал ресторана "Прага"

После революции «Прагу» ждала та же печальная участь, что и прочие роскошные заведения. На какое-то время в здании бывшего ресторана открыли столовую Моссельпрома, затем закрытую столовую-распределитель, и только в 1954 году отреставрированное заведение заработало снова. И вскоре вернуло себе титул одного из лучших ресторанов Москвы.

Судите сами: девять залов, два зимних сада, ротонда, шесть кабинетов и летняя веранда. В «Праге» ужинали, обедали, праздновали юбилеи и награждения иностранные послы, высшие чиновники, театральная и культурная элита. А для простых людей работала кулинария «Праги» с доступными по цене деликатесами и лакомствами.

В 90-е «Прага» не смогла конкурировать с новомодными заведениями и едва не прогорела, но новые владельцы отреставрировали старинные залы, и с 1997 года ресторан снова открылся в полном блеске славы и роскоши. Попробовать там можно блюда с загадочными названиями базельджан и шакрия, запеченные тигровые креветки, ребрышки тасманийского ягненка и, конечно же, торт «Прага». И если не заказывать самые дорогие деликатесы, обед запросто можно уложить в 2500 рублей.

Адрес: ул. Арбат, д. 2/1.
Кухня: европейская, восточная, бразильская и японская.

"Метрополь"

Знаменитый ресторан при отеле, построенный на месте старинной ветхой гостиницы «Метрополь» в 1905 году. Здание много раз переделывали, от изначального замысла купца Мамонтова осталась только майолика «Принцесса Греза» работы Врубеля, вплоть до революции украшавшая фасад.

Занять место «Яра» или «Эрмитажа» ресторану не удалось, но благодаря самому современному оборудованию и обстановке «Метрополь» быстро вошел в число элитных заведений. И пиры там закатывали роскошные. Николай Рябушинский, в январе 1905 года закативший банкет по случаю юбилея своего журнала «Золотое руно», воплотил в убранстве сказку «12 месяцев» – зал украшала гряда из 40 000 живых ландышей. А читали на этом банкете Брюсов, Белый, Бальмонт. У Николая II был свой «царский» кабинет в «Метрополе», но свидетельств о том, посещал ли император ресторан, нет. А вот Распутин там кутил и кидался в окна бутылками из-под шампанского.

После революции «Метрополь», в отличие от большинства ресторанов, не прекратил работу – гостиницу заняли большевики, в номерах сделали Второй дом советов, а в залах читал доклады Ленин и раздавали кашу из котлов и морковный чай… впрочем, недолго. Уже к концу 20-х ресторан вернул себе прежнюю роскошь и стал самым элитным заведением Москвы. Там бывали Александра Коллонтай, Сергей Прокофьев, Александр Куприн, Бернард Шоу. Говорят, что именно в «Метрополе» Сергей Есенин признался в любви Айседоре Дункан.

Там принимали иностранных послов, заграничных писателей, ученых и миллионеров. «Метрополь» был единственным заведением общепита, где однажды обедал Сталин. После войны вместо иностранных визитеров в гостиницу стали заселять правительственных чиновников, а конкуренцию обветшавшему герою былых времен составили новые шикарные рестораны. «Метрополь» остался статусным, но на долгие годы перестал быть лучшим из лучших.

В 1991 году ресторан и гостиницу отреставрировали, и теперь, по отзывам посетителей, «Метрополь» входит в число 15-ти лучших ресторанов столицы. Здесь обедали Монтсеррат Кабалье, Катрин Денев, Патрисия Каас, Джулия Ормонд, Элтон Джон, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер, Стивен Сигал, Сильвестр Сталлоне, Люк Бессон и Милла Йовович, Жерар Депардье и многие другие.

Из фирменных блюд попробуйте салат «Метрополь», фуа-гра на печеном яблоке, солянку «Астраханскую» и утку «а-ля Метрополь». Обед будет стоить не меньше 3000 рублей на человека.

Адрес: Театральный пр-д, д. 2.
Кухня: русская, европейская.

Ресторан ЦДЛ (Центрального дома литераторов)

«…Помнят московские старожилы знаменитого “Грибоедова”!.. А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокот с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга!..» – писал М. А. Булгаков о вымышленном ресторане «Грибоедов».

Писатель сложил два образа 20-х годов – ресторана Союза писателей и ресторана Клуба театральных работников. Оба заведения сегодня растеряли былую славу. А духовным продолжателем традиций элитного ресторана для избранных стал ресторан ЦДЛ. Располагается он в бывшем особняке графини Олсуфьевой, 1889 года постройки. По легенде, Его Величество Александр III бывал в этом доме, навещая красавицу графиню, и даже сломал ногу, споткнувшись на узкой лесенке.

В 1932 году особняк, давно простившийся с прежней хозяйкой, передали Дому писателей, а в 1938 году был открыт знаменитый ресторан. Как выразился на заседании, посвященном этому знаменательному событию, писатель-сатирик Виктор Ардов: «Ассортимент решает все. Желательно, чтобы харчи были такие, чтобы люди перестали ходить в "Метрополь" и "Националь"».

Требование писателей было соблюдено безоговорочно – ресторан Центрального дома литераторов снабжался по высшему разряду даже во время войны – в знаменитом парадном Дубовом зале «инженерам душ человеческих» подавали мясные котлеты и говяжий бульон. А уж в мирные времена кухня ЦДЛ славилась по всей Москве – и целиковая стерлядь на блюде, и паюсная икра, и знаменитые маленькие жюльены, и прелестные тарталетки, и мясные закуски, и экзотические фрукты. Жаль только, что насладиться этими лакомствами можно было, лишь показав на входе заветную книжечку члена Союза писателей.

По легенде, администратор Дома однажды завернул даже всемогущего Микояна: «Простите, но у вас нет пропуска!». В Дубовом и Пестром зале и неоднозначно знаменитом Нижнем буфете гуляла и кутила вся литературная элита СССР – от Сергея Михалкова и Александра Твардовского до опальных Высоцкого и Довлатова. Стены залов до сих пор украшены портретами писателей и поэтов и их автографами. После перестройки ресторан стал общедоступным, но ни кухню, ни правила обслуживания не сменил. Обедая в ЦДЛ можно приобщиться к истории и ощутить себя настоящим писателем.

Меню изысканное: сицилийский марципановый торт, шашлык из барашка с выпеченными из теста овечками, запеченная ножка молочного поросенка, свежие устрицы и копченая стерляжья спинка. Чтобы хорошо провести время в ЦДЛ, потребуется не меньше 3000 рублей на человека.

Адрес: ул. Поварская, д. 20.
Кухня: русская, европейская.

Фото: Global Press
        "РИА-Новости