Некоторые наивные взрослые думают, что главными мотивами спортивных занятий для подростков являются здоровье и красота. Но первый мотив у подростков вообще неразвит, здоровье им кажется естественной данностью, а эстетические соображения значимы преимущественно для девочек; недаром женские виды спорта делают акцент на красоте, грации и изяществе.
Главный стимул любых физических упражнений для мальчиков, начиная со школьных уроков физкультуры и кончая профессиональным спортом, - конструирование маскулинности. Квинтэссенция идеологии спорта - соревновательность, возможность преодоления себя ценой предельного напряжения сил и дух команды - это классические ценности маскулинности, к которым сознательно или бессознательно стремится почти каждый мальчик.
Конечно, физкультура и спорт полезны. Но отождествление маскулинности с мускулистостью нередко превращается у мальчиков в форменную мускуломанию, которая отрицательно коррелирует с уровнем самооценки своей внешности и положительно - с уровнем тщеславия.
Мусколомания коррелирует также с материальными затратами на «телостроительство», включая рациональное питание и тренировку веса. Юноши, занятые силовым спортом, склонны описывать собственное тело и деятельность в технологических терминах - «машина», «работа», «командная игра», что так же неадекватно, как представление о своем теле как о «крепости».
«Спортофобия»
С другой стороны, привычная ассоциация физической слабости и неловкости с немужественностью и гомосексуальностью побуждает некоторых мальчиков и молодых мужчин избегать спорта, чтобы не подвергаться насмешкам учителей и товарищей и не ставить под сомнение свою маскулинность. «Спортофобия» - одно из естественных последствий и коррелятов гомофобии.
Самый сложный вопрос заключается в том, как мужские - силовые и соревновательные - виды спорта влияют на формирование личности?
То, что соревновательному спорту свойственна агрессивность, соперник выступает в роли врага и по отношению к нему допустимы, в определенных пределах, насилие и унижение, так же общеизвестно, как и то, что силовые игры всегда и всюду были связаны с подготовкой к войне. Однако условная игровая агрессия выглядит не только приемлемой, но и безопасной.
До недавнего времени ни общественное мнение, ни политики, ни педагоги не сомневались в том, что участие в организованном спорте способствует снижению подростковой агрессии и преступности.
Эти соображения выглядят бесспорными. Однако исследователи и журналисты давно уже отмечали, что хотя организованный спорт действительно не допускает проявлений агрессии, так сказать, на своей собственной территории, где действуют строгие правила игры, которых подросток не смеет нарушить под угрозой изгнания, потери важного для него круга общения и потенциальной спортивной карьеры, многие вполне благополучные и уважаемые в своих спортивных коллективах мальчики и юноши проявляют повышенную агрессивность «на стороне», успешно используя при этом полученные в спорте силовые приемы и навыки.
Всем известны многочисленные скандалы с титулованными боксерами и футболистами, которые «вдруг» оказывались в тюрьме за
Проведенные исследования показали, что участие в силовом спорте (бокс, включая кикбоксинг, борьба, тяжелая атлетика и боевые искусства в сочетании с другими видами силового спорта) ведут к усилению или активации антисоциальной вовлеченности мальчиков-подростков за рамками спортивных ситуаций и повышению агрессивности.
Интересно, что единственным силовым спортом, который не влечет указанных отрицательных последствий, являются восточные единоборства, если они не сочетаются с другими силовыми занятиями. Видимо, это происходит потому, что там спортсменов обучают не только боевым приемам, но и общей философии жизни, исключающей насилие и агрессию.
Отдавая своего ребенка в спортивную секцию, нужно понимать, что если ребенка научить драться, но не научить самостоятельно думать, это может обернуться бедой.