Учим ребенка учиться

Очень часто бывает так, что огонек любопытства в глазах ребенка гаснет, и в школу его приходится отправлять чуть ли не насильно, используя весь арсенал воздействия: от обещаний купить новую игровую приставку и до угроз применить отцовский ремень.

Нет такого дошколенка, который бы не мечтал стать первоклассником. Однако очень часто бывает так, что огонек любопытства в глазах ребенка гаснет, и в школу его приходится отправлять чуть ли не насильно, используя весь арсенал воздействия - от обещаний купить новую игровую приставку и до угроз применить отцовский ремень. И то, и другое эффект, конечно, имеет. Но кратковременный.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

«Мы еще поиграем!»

Сегодня стали очень популярны различные методики раннего развития. В первый класс берут подготовленных детей. Шестилетки уже умеют и читать, и считать. Но значит ли это, что они готовы к школе?

Комментирует Наталья Смольникова, детский психолог:

“Очень часто бывает так, что родители стремятся отдать своего ребенка в школу как можно раньше. Скажем, не с семи, а с шести лет. Мотивы могут быть самыми разными – начиная от желания иметь год “в запасе” перед поступлением в институт до обыкновенного “Вон, Светочка из седьмой квартиры уже в первый класс пойдет. А наш чем хуже?”.

Однако нужно помнить, что игра – это не менее важный этап в познании мира, чем учеба. И каждый ребенок должен доиграть, прежде чем начать учиться. Семь лет – не случайный возраст для первоклассников. Он наиболее оптимален для того, чтобы плавно переключиться с игры на учебу. В методиках раннего развития нет ничего плохого, но только в том случае, если ребенка к этому не принуждают - иначе проблем не избежать. И вскоре после начала занятий интерес к учебе исчезнет. Готовность к школе – это не только и не столько умение читать по слогам, сколько психологические характеристики вашего ребенка. И если психологически он не готов, то на вопрос «А не пора ли вам в школу?» можете смело отвечать: «Нет, мы еще поиграем».

Кнут или пряник?

Что делать, если ребенок не понимает, зачем ему нужно учиться, если ему неинтересно?

Во-первых, нужно разобраться, в чем причина – в зависимости от возраста причины могут быть разными. Во-вторых, нужно все же отказаться от карательных методов борьбы с ленью: битьем и нудными нотациями, как известно, ничему не выучишь. А вот стойкое отвращение к школе и учебе вызвать можно.

Вспомните себя в этом возрасте. Что вас могло заинтересовать? Проблема взрослых как раз и состоит в том, что они забывают то, какими были сами.

Как научить ребенка учиться?

1. Один из самых беспроигрышных, но и самых трудных вариантов – это заинтересовать ребенка получать знания ради самих знаний. Родители, которые выбирают этот путь, мудры и дальновидны. Они понимают, что каждый день они должны быть готовы открывать для себя мир заново – только уже со своими детьми. В домах, где живут такие семьи, главное место занимает не телевизор, а живое общение – обсуждение книг, кинофильмов, споры и разговоры по душам. Ребенок должен видеть, что и мама, и папа постоянно чему-то учатся и получают от этого удовольствие, и тогда он сам захочет подражать им в этом. Развивайте ребенка, водите его в музеи и на концерты, на выставки и вернисажи, обсуждайте увиденное.  Не дайте угаснуть детскому любопытству - и ребенок обязательно перенесет этот интерес и на учебу.

2. Эффект присутствия. Делать домашние задания вместе с первоклашкой – обычное дело. Однако бывают и тяжелые случаи, когда родители сидят со своим чадом за уроками чуть ли не до десятого класса. Это тупиковый вариант. К концу второго года обучения дети должны уметь готовить все свои домашние задания самостоятельно. Если ребенок плохо организован, постоянно отвлекается – создайте эффект присутствия, оставайтесь с ребенком, когда он готовится, однако занимайтесь своим делом, приглядывая за ним.

3. Материальное вознаграждение – вариант неплохой, хотя и спорный. Однако учеба – это труд, а труд должен быть вознагражден - есть и такая точка зрения. Размер награды обсуждается на семейном совете. Однако это должна быть небольшая сумма – в конце концов, даете же вы ребенку деньги на карманные расходы. Так пусть он эти деньги заслужит.

4. Преодоление. Научите ребенка получать удовольствие от преодоления трудностей. Празднуйте с ним любую самую маленькую победу, искренне хвалите его и радуйтесь. Пусть он ощутит, каково это – быть победителем. Обратите внимание, как вы оцениваете успехи ребенка: нельзя делать акценты на плохом. Например, вместо “Опять за контрольную тройку получил”, скажите: “В этот раз задачку ты начал решать правильно, но немного сбился”.

5. Ребенок уверен, что его учеба нужна вам, а не ему. Но ведь он наверняка хочет кем-то стать. Космонавтом – это как минимум. Нужно суметь объяснить ему, что знания не только сами по себе приносят радость, но и ведут к Большой Мечте.

6. Не сюсюкайте с ребенком и никогда на него не кричите. Говорите с ним как с другом – не с высоты своего роста и положения, а на равных. Это – наилучший стиль общения, и он даст наибольшие результаты. Ведь самое главное, чего ждут от нас наши дети, – это общения. Искреннего, теплого и дружеского.

Фото: ImageSource/Fotolink