Пальто, которое не выйдет из моды

Верхняя одежда никогда не была слишком замысловатой. С античных времен до средних веков мужчина кутался в подобие шерстяного плаща.

Верхняя одежда никогда не была слишком замысловатой. С античных времен до средних веков мужчина кутался в подобие шерстяного плаща.

Эмма Уотсон в рекламной кампании Burberry
Эмма Уотсон в рекламной кампании Burberry

Длинный плащ из темного сукна завязывался тесемками на шее. На ощупь походил на грубую шерсть, защищал от дождя и ветра. Позже к нему пристрочили объемный капюшон. Разнообразие плащей легко увидеть на полотнах голландских художников XVII века (для наглядной иллюстрации вполне подойдут «зимние» картины Хендрика Аверкампа). Министры, купцы, нувориши и аристократы часто отдавали предпочтение меховому прародителю пальто — объемному куску материи без рукавов, который набрасывался на плечи. Специальный слуга носил это пальто за хозяином на согнутой руке. Первую верхнюю одежду часто не снимали даже в дворцовых покоях — не было возможности достаточно протопить огромные каменные дома. Модная девушка на выход довольствовалась широкой пелериной, спинка которой лежала свободными складками. Накидка нередко была украшена вышивкой, меховой оторочкой. Скреплялась массивной брошью или пуговицей из слоновой кости.

Вариации на тему современного пальто появляются на страницах модной истории ближе к началу XVIII века. Свой облик, по мнению многих искусствоведов, пальто заимствует у сюртука для верховой езды. Тогда во французском языке появляется слово le paletot (по правилам последняя согласная не произносится, а «л» становится мягкой). Это короткое слово обозначает самую разную верхнюю одежду — не только свободную накидку, но и часть военной формы и даже мантию. Основное нововведение — в покрое, который предусматривает рукава. Теперь каждая леди от сестер Бронте до неприметной провинциалки надевает длинное пальто, капор и кутается в большой платок. Сама ткань могла быть скромной, даже невзрачной. Зато подкладка радовала ярким шелком, а рукава — атласными лентами. Каждое пальто шьется на заказ, портнихи вовсю придумывают фирменные отличия — аккуратный ряд пуговиц на манжетах или округлый воротник.

К концу XIX века любой уважающий себя денди вне зависимости от материального положения должен был иметь в гардеробе свежий цилиндр, тонкую трость и приталенное пальто с одним рядом пуговиц. Крой становится все более строгим. А ведь поначалу этот вид верхней одежды не пришелся по вкусу джентльмену — слишком напоминал рабочую одежду рядового мануфактурщика. Увидеть нечто подобное на британском аристократе можно было лишь во время традиционной охоты на лис.

Военный стиль вынужденно пришел в женский будуар после Первой мировой. На месте пышных воротников и кружев обозначились четкие линии отворотов. Женщина переходила из мира бальных зал и детских комнат в мир автомобилей и техники, где она была свободна выбирать занятие по душе. Верхняя одежда становится максимально упрощенной. В гостиных начинает звучать чарльстон. Ничто не должно стеснять движение. Правда, для выходов в свет все еще существуют бархатные «халатные» пальто. Их принято надевать с «бельевыми» платьями с заниженной талией и обувью на небольшом каблуке.

Каталоги 60-х уже предлагают комплектное решение — скроенное по аккуратной трапеции короткое платье в ансамбле с расклешенным пальто. Силуэты простые, полуприлегающие. Пуговицы — крупные. Подол украшает вышивка в этническом стиле. В мужских пальто наиболее распространенным становится именно полуприлегающий силуэт, ширина приближается к естественной. Шляпа с круглыми полями дополняет прямое пальто с большими накладными карманами. Кутюрье постепенно присматриваются к двубортным армейским бушлатам, слегка удлиняя их. Чуть ли не впервые верхняя одежда рискует быть яркой — Одри Хепберн появляется в фильме «Завтрак у Тиффани» в укороченном пальто морковного цвета. В 80-х в авангард выходят буклированные клетчатые пальто.

Как известно, моде свойственна цикличность: в прошлом году на наши плечи снова вернулись мужские пальто — широкие по крою, с коротким ворсом. Самым актуальным цветом для подобной верхней одежды дизайнеры признают бежевый — от грязно-песочного до нежнейшего верблюжьего. При этом все еще актуален серый. Среди марок, которые сделали длинное пальто культовым в наше время, в первую очередь следует назвать бренд Max Mara.