Все интриги «Оскара» за 80 лет

За свою более чем 80-летнюю историю церемония вручения «Оскара» породила немало сенсаций: это и эпатажные выходы звезд, и неожиданные победы и поражения, и смелые дизайнерские решения, и призовые рекорды.

Премия Американской академии киноискусства «Оскар» считается одной из самых престижных кинонаград. Церемония вручения «Оскара» неизменно вызывает живейший интерес публики — ведь это не только своеобразный кинематографический тотализатор, но еще и парад высокой моды и шикарное шоу с участием самых известных актеров, режиссеров, музыкантов и других светских персон. За свою более чем 80-летнюю историю (Академия была основана в Голливуде в 1927 году) церемония вручения «Оскара» породила немало сенсаций: это и эпатажные выходы звезд, и неожиданные победы и поражения, и смелые дизайнерские решения, и призовые рекорды.

Каждый год организаторы церемонии вручения «Оскара» из кожи вон лезут, чтобы сделать ее оригинальнее — зачастую приглашают в качестве ведущих популярнейших комиков (так, церемонию неоднократно вели Билли Кристалл, Стив Мартин) и всячески поощряют рискованные шуточки. Одной из самых рискованных была, пожалуй, шутка на церемонии 1974 года, когда позади ведущего — актера Дэвида Найвена, одетого в безукоризненный смокинг и куртуазно что-то вещавшего, пробежал абсолютно голый мужчина. Зал ахнул и залился хохотом. Найвен, известный своим остроумием, улыбаясь прокомментировал: «Да. Смешно. Человек разделся и продемонстрировал все свои недостатки». Вот только в русскоязычных СМИ этот случай перевирают с точностью до наоборот: почему-то пишут, что это Найвен был голый…

Однако и сами приглашенные на церемонию вносят свою лепту в развлечение почтеннейшей публики. Так, традиционное отсутствие на церемонии Вуди Аллена — он никогда не приходит, даже если «Оскар» должны вручать ему — всякий раз вызывает у поклонников знаменитого режиссера ехидные ухмылочки.

А наряды?!

Бьорк
Бьорк

Одним из самых причудливых и по сей день считается появление Бьорк на церемонии 2001 года (она была номинирована в категории «Лучшая песня» в фильме «Танцующая в темноте») в платье, имитирующем тушку лебедя и с сумочкой-яйцом: певица регулярно засовывала сумочку под юбку и изображала, что высидела яйцо. Бывали, однако, и противоположные примеры. Настоящей сенсацией стало платье Холли Берри, в котором она появилась в 2002 году (ей тогда достался «Оскар» за главную женскую роль в фильме «Бал монстров»). Громкие имена дизайнеров, сотворивших очередной затейливый наряд для очередной звезды на «Оскаре», — дело обычное: Versace, Yves Saint Laurent, Chanel, Lagerfeld. Берри же явилась в платье от ливанского кутюрье Эли Сааба, наряды которого до этого были в ходу лишь у жен ближневосточных шейхов да болливудских звезд. Платье, сотворенное им для Холли Берри, роскошное и изысканное одновременно, сделало Сааба известным на весь мир и открыло для него двери и кошельки западных знаменитостей.

Холли Берри
Холли Берри

Абсолютным рекордсменом по количеству «Оскаров» является Уолт Дисней. Знаменитый продюсер, основатель известной студии имени себя и создатель мышонка Микки Мауса удостоился 26 наград американской киноакадемии. Впервые он был награжден в 1932 году, причем сразу двумя золотыми статуэтками — за создание образа Микки Мауса и за мультфильм «Цветы и деревья». Кстати, потом получать по несколько «Оскаров» за раз вошло у Диснея в привычку. Так, в 1939 году он получил два «Оскара» — за короткометражный мультфильм «Бык Фердинанд» и полнометражный «Белоснежка и семь гномов». Причем за «Белоснежку» Диснею вручили восемь статуэток — одного «Оскара» обычного размера и семь (по количеству гномов) малюсеньких. А в 1954 году его урожай «Оскаров» включал четыре фигурки: три за лучший документальный фильм («Живая пустыня», «Эскимосы Аляски», «Медвежья страна») и одну за лучший короткометражный мультфильм. Последнего «Оскара» Дисней удостоился в 1969 году, уже после смерти (он умер в 1966-м) — за мультфильм «Винни-Пух и день забот».

 
Уолт Дисней
Уолт Дисней

Среди актеров по числу наград киноакадемии лидирует Кэтрин Хепберн, или, как звали ее в Голливуде, Great Kate — Великая Кейт. Она четырежды удостаивалась золотой статуэтки (фильмы «Ранняя слава», «Угадай, кто придет к обеду?», «Лев зимой» и «На золотом пруду»), причем каждый раз в номинации «Главная женская роль». Кстати, те ее восемь номинаций, за которые она «Оскара» не получила, также были за главные роли — роли второго плана были не для Великой Кейт. Обиднее всего был проигрыш 1952 года: Хепберн выдвигалась на «Оскар» за поистине великолепно сыгранную роль в фильме «Африканская королева», но ее обошла Вивьен Ли, получившая «Оскар» за роль в драме «Трамвай ˮЖелание”». Это был уже второй раз, когда красавица-англичанка оттеснила Кэтрин — в свое время Хепберн мечтала о роли Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром», но ее отвергли, а роль в результате досталась Вивьен Ли… А в 2005 году роман Хепберн с «Оскаром» украсился изящнейшей виньеткой (увы, посмертной — Великая Кейт скончалась в 2003 году, между прочим, в возрасте 96 лет): австралийка Кейт Бланшетт получила своего первого «Оскара» за роль Кэтрин Хепберн в фильме «Авиатор».

Кейт Бланшетт
Кейт Бланшетт
 
Кейт Бланшетт — Кэтрин Хепберн
Кейт Бланшетт — Кэтрин Хепберн
 

Что касается фильмов, то здесь больше всего «Оскаров» — и что любопытно, по 11, то есть поровну — у трех картин: у эпической религиозной драмы «Бен-Гур» (1959), «Титаника» (1997) и завершающей части толкиеновской трилогии режиссера Питера Джексона «Властелин Колец: Возвращение короля» (2003). Однако не лишним будет отметить, что создателю вышеупомянутого «Титаника» Джеймсу Кэмерону, несмотря на обилие наград, каждый раз как-то по-особенному обидно не додают. «Титаник» не получил ни одного «Оскара» за актерские работы: Леонардо Ди Каприо вообще не номинировали, и надо было видеть лицо номинированной Кейт Уинслет, когда «Оскар» уплыл к Хелен Хант за роль добросердечной официантки в комедии «Лучше не бывает».

А в прошлом году Кэмерона с его многомиллионным выпуклым и расписным «Аватаром» «сделала» бывшая жена Кэтрин Бигелоу с малобюджетной военной драмой «Повелитель бури»: она обошла экс-супруга на раздаче статуэток за лучшую режиссуру (став, кстати, первой женщиной-режиссером, получившей «Оскара»), и за лучший фильм, и за лучший звук, и за лучший монтаж, и за лучший звуковой монтаж. Да еще и «Оскара» за лучший сценарий ее фильм получил — в этой категории «Аватар» даже и не выдвигался. А Кэмерон с «Аватаром» остались при своих трех утешительных статуэтках — за лучшую работу оператора, художника и визуальные эффекты.

Кэтрин Бигелоу
Кэтрин Бигелоу

Вообще говоря, тенденцией последних лет на «Оскаре» становится неожиданное лидирование совсем «неподходящих» фильмов — известно ведь, что у академиков в фаворитах всегда ходили солидные исторические полотна, эпические байопики, с размахом сделанные экранизации, «правильные» психологические драмы или искрометные комедии с большим количеством звезд. А тут нате вам! То в 2008 году всех основных «Оскаров» (за лучший фильм, режиссуру и сценарий) забирают братья Коэны за горькую, ироничную и довольно-таки жуткую притчу «Старикам тут не место». То в 2009-м новая сенсация: всех «порвал» англичанин Дэнни Бойл с душераздирающей мелодрамой «Миллионер из трущоб», сделанной по канонам Болливуда, в Индии, с индийскими актерами и индийской музыкой. Ну и «Повелитель бури» против «Аватара» в прошлом году — тоже да, сенсация. Чего нам ждать в этом году? Ведь и нынешний оскаровский расклад — очень интригующий!

Дэнни Бойл
Дэнни Бойл

Фото: Legion-Media.ru, Global Look Press, Landov/Photas, Newscom/Photas