Соня Рикель: «Женщина не может быть голой и роскошной»

Если каждая правильная весна начинается с нового чувства, то каждая коллекция Рикель начинается… с улыбки.

Соня Рикель никогда не суетится за кулисами, пока первая линейка высоких гостей рассаживается в зале. Мадам Рикель дает моделям самый важный совет — выбрать мужчину и улыбнуться.

Соня Рикель с дочерью Натали в финале показа коллекции весна—лето 2008 в Париже, октябрь 2007
Соня Рикель с дочерью Натали в финале показа коллекции весна—лето 2008 в Париже, октябрь 2007

Если каждая правильная весна начинается с нового чувства, то каждая коллекция Рикель начинается… с улыбки. Мадам Рикель — одна из немногих дизайнеров, которые просят моделей кокетничать с публикой, счастливо улыбаться и даже подмигивать высокому итальянцу в третьем ряду. Окруженная молодыми журналистками, она пытается ответить на несколько коротких вопросов. Английский дается ей нелегко. Соня больше любит французский — грассирующий, теплый, смягчающий согласные.

Любимому стилевому решению — черному кашемиру и яркому цвету волос — она не изменяет со времен бурных 60-х, когда позировала для Уорхола. В одном из интервью западному глянцевому журналу в двух—трех предложениях обрисовывает характер женщины, для которой создает одежду вот уже более 40 лет: «Очень непросто полностью открыться. Намного проще двигаться, когда ты одета. Редкая женщина может быть нагой и при этом роскошной. Но если ты сняла все и ходишь вокруг своего мужчины уверенно и грациозно, тогда в тебе действительно есть та самая изюминка. Для такой женщины я и творю».

Соня Рикель, октябрь 1977 года
Соня Рикель, октябрь 1977 года

Соня родилась в 1930 году, в парижском пригороде. В семье польского часового мастера росло пять дочерей. Соня, старшая, выделялась — была эдаким сорванцом, эксцентричной молодой особой, которая всерьез мечтала о карьере актрисы. В 17 лет она отправилась на первые заработки — помогала оформлять витрины модных магазинов. В 1953 году встретила Сэма по фамилии Рикель. Он владел одним из бутиков, в котором торговали в основном трикотажными вещами. Когда Соня была беременна их первым ребенком, дочерью Натали, ей никак не удавалось найти подходящий свитер. При этом Соня, конечно, хотела быть самой красивой. По легенде, которую на разные лады до сих пор перевирает пресса, Рикель собственноручно связала свитер своей мечты. Он якобы впоследствии так пришелся по вкусу ее подругам и знакомым, что производство поставили на поток. На самом деле Соня до сих пор не научилась вязать. В тот день она просто отправилась с мужем на фабрику, где дала несколько советов мастерам.

Рикелю она родила двоих детей, но через несколько лет пара все-таки распалась. Супруг оставил ей самое важное — уверенность, ведь рядом с ним она поняла, что хочет заниматься модой. Начала с того, что делала простую, но красивую одежду для женщин, которые ценят комфорт.

Свой маленький бутик в переулках около Сорбонны Соня открыла в мае 1968 года. Ровно на один день. Париж сотрясали беспорядки. Казалось, в воздухе наконец-то появился тот самый ветер перемен, которого тут так долго ждали. Мадам Рикель вспоминает, что в то время даже в больших европейских городах было не очень много магазинов, которые предлагали бы авторскую и при этом очень современную одежду. «Я не думала о моде. Я думала прежде всего о женщине и ее потребностях».

На стыке 60-х и 70-х Рикель доказала, что теплая одежда (тот же свитер с узкими полосками) может быть элегантной и женственной. Одной из первых она решилась поместить на свитерах буквы. В начале 80-х вернула на подиумы истинно французский аксессуар — берет. Носить его до сих предлагает с широкими черными мужскими брюками и свободной майкой в широкую полоску. Чем дополнить образ? Массивными серьгами и белыми перчатками. Вещи «от Рикель» узнают теперь не только по полосками, но и по вишенкам на платьях и даже по совсем уж поп-культовым сердечкам. Ее аксессуары даже с леопардовыми принтами никогда не смотрятся вульгарно.

Модный дом Сони Рикель остается одним из немногих, который еще держится принципа семейного управления. Правая рука мадам Рикель — ее дочь. Натали, как все богемные дети, интересовалась многим — кинематографом, психологией. Соня справедливо полагала, что ее дочь очень красива. Несколько раз Натали участвовала в шоу матери. Постепенно стала понимать, что ей нравится мир коллекций, вдохновения и экспериментов. Удивительно, что в семейном тандеме именно Соня является бизнес-звеном, в то время как Натали отличается легким характером и удивительной способностью обретать второе дыхание в работе над самыми нелегкими коллекциями.

Фото: East News

Slide image for gallery: 1270 | Весна—лето 2007
Slide image for gallery: 1270 | Осень—зима 2007
Slide image for gallery: 1270 | Весна—лето 2008
Slide image for gallery: 1270 | Осень—зима 2008
9фотографий