Наконец все позади. В Лос-Анджелесе прошла самая главная кинематографическая «раздача слонов» — вручены премии «Оскар». Характеризуя церемонию в целом (впрочем, как и в частностях) сразу хочется заметить, что это было действо, что называется, классического образца — без скандальных выходок, эпатирующих нарядов и неожиданных побед.
Все, начиная от туалетов дам и заканчивая раскладом победителей, было весьма респектабельным.
Очаровательная ведущая церемонии — актриса Энн Хэтэуэй (которая, кстати, стала самой молодой ведущей в истории «Оскара» — Энн 28 лет) семь раз меняла платья, и это были роскошные, но довольно традиционные наряды. Все шутки были скорее дежурными, чем отточенно остроумными или рискованными.
В самом деле, кого теперь удивишь, вырядившись в женское платье, как соведущий Хэтэуэй, актер Джеймс Франко, в одном из эпизодов церемонии.
И никого не эпатируешь такими заученными псевдофривольными взаимными уколами, какие продемонстрировал дуэт Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу (вручавших приз в номинации «Лучшие спецэффекты» фильму «Начало»), куда более слаженный в фильме «Шерлок Холмс».
Правда, актриса Мелисса Лео, получившая «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Боец»), в порыве обуревавшего ее восторга и, очевидно, желая соответствовать тенденции этого вечера — обыгрывать реалии главного фаворита, фильма «Король говорит», попыталась легализировать слово fuck (одно из немногих слов, которое у будущего короля Георга VI получалось произносить без запинки), выкрикнув пресловутое ругательство в своей благодарственной речи.
Однако после фильмов Квентина Тарантино, где персонажи «факали» через слово, такой выходкой закаленных киношников вряд ли смутишь: ругательство, спорхнувшее с уст перевозбужденной актрисы-американки, прозвучало совершенно не эпатажно, в противовес тому, как это получалось у Колина Ферта, игравшего матерящегося принца крови, к тому же заику и человека зажатого.
К слову, в раскладе актерских побед на нынешнем «Оскаре» все вышло совершенно без сюрпризов. Абсолютно заслуженно дали «Оскара» Колину Ферту за его действительно прекрасную актерскую работу в фильме «Король говорит». И так же ожидаемо — Натали Портман за «Черного лебедя».
Определение «правильная девушка», очевидно, надолго закрепилось за очаровательной Натали. И ее благодарственная речь была безукоризненно правильной — интеллигентной, вежливой и милой одновременно, с в меру пролитыми слезинками (хотя беременной женщине было бы простительно устроить рыдания в духе Гвинет Пэлтроу, но нет!).
Что касается ролей второго плана, то здесь повторилась схема «Золотого глобуса»: дали, как уже говорилось, Мелиссе Лео и Кристиану Бейлу (опять-таки за «Бойца»). Было бы куда интереснее и будоражаще, если бы академики вдруг расщедрились и одарили «Оскарами» Джеффри Раша — виртуозного партнера Ферта по «Королю», и юную Хейли Стайнфелд — не менее сногсшибательную партнершу Джеффа Бриджеса по «Железной хватке»…
Кстати, было заметно, что Рашу досадно проиграть Бейлу — в отличие от Бриджеса, который в свете своей прошлогодней оскаровской победы отнесся к нынешнему проигрышу как к должному. Да и не только он. Сандра Баллок, вручавшая «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль», обращаясь к Бриджесу, пошутила: «Джефф, чувак, ты уже получил «Оскара» в прошлом году, ну сколько же тебе их надо? Не хватит ли?». И Бриджес добродушно посмеялся вместе со всем залом — с абсолютно безмятежным лицом.
Обидно, конечно, что полное фиаско потерпел второй после «Короля» по количеству номинаций фильм — «Железная хватка» братьев Коэн. Но по здравому размышлению становится понятно, что очередное изумительное творение Коэнов так и осталось в тени в общем-то закономерно: академики действительно оставили Коэнов и дальше «играть в своем углу песочницы», очевидно посчитав, что уже отметили этот кинематографический феномен в 2008 году, одарив внешне куда более эффектный, чем «Железная хватка», фильм — «Старикам тут не место».
Победа Аарона Соркина в номинации «Лучший адаптированный сценарий» за «Социальную сеть» на фоне того, как «прокатили Коэнов, выглядит хоть и ожидаемо, но тоже обидно (для «Социальной сети») — утешительность этого приза («Социальная сеть» не взяла «Оскаров» ни за «Лучший фильм», ни за режиссуру, хотя многие высказывались в ее пользу) становится прямо-таки очевидной. Менее очевидным может показаться для массового сознания то, как блестяще сработали Коэны, взяв в оборот знаменитый роман Чарльза Портиса и решившись тягаться с его первой, уже ставшей классикой экранизацией (за роль, сыгранную у Коэнов Бриджесом, легенда американского кино Джон Уэйн в 1970 году получил-таки «Оскара»).
Они умудрились при крайне бережном отношении к канве романа сделать фильм с абсолютно другими акцентами, чем предыдущий, словом, коэновский до мозга костей.
Совершенно заслуженной и умиротворяющей выглядит победа картины «Король говорит» в трех главных номинациях — «Оскары» за лучший фильм, режиссуру и оригинальный сценарий. Кино действительно прекрасное и приятное во всех отношениях: от способа подачи истории до актерской и операторской работы. Правда, в последней номинации «Короля» обошел фильм «Начало» режиссера Кристофера Нолана. И опять-таки, тот список «Оскаров», который достался фильму Нолана (провозглашенного после «Темного рыцаря» чуть ли не новым гением новой кинематографической эпохи), представляется вполне заслуженным: «Начало» уступил «Королю» и в категории «Лучший фильм», и в категории «Лучший сценарий», зато взял статуэтки в «технических» номинациях — за лучшие спецэффекты, звук и монтаж звука, что в общем-то выкристаллизовало давно витающую мысль о том, в чем истинная гениальность Нолана — в конструировании.
В заключение хочется отметить, что минувшая церемония вручения премий американской киноакадемии «Оскар» была действительно классикой жанра по-голливудски. Все как бы вернулось на круги своя. Братьев Коэнов, упомянув, снова отправили в свой уголок. По всем правилам хорошего тона отметили новые веяния эпохи — «Социальную сеть» (впрочем, как и полагается при подобных соображениях, не чрезмерно).
Пожали плечами в сторону заигравшегося былого фаворита Дэнни Бойла («127 часов»): мол, подкачал братец, драйв не тот, скучно. Потрепали по плечу и слегка щелкнули по носу культового Нолана — тут тебе не киноманы из блогов собрались, а академики. Поощрили в лице Натали Портман кузнеца актерских выходов Даррена Аранофски: видим, видим, старался! Подмигнули любимому фрику Тиму Бартону (его «Алиса в Стране чудес» получила «Оскаров» за лучшие костюмы и художественное оформление): ну, старик, чего не отнять, того не отнять, затейник!
И солидно высказались по поводу того, что же в Голливуде действительно считается самым-самым: вот, «Король говорит» — то, что надо. История вроде бы предсказуемая, но сделана трогательно, с «психологией»: частные страдания венценосных особ на историческом предвоенном фоне, когда страдания уж будут одни на всех, и у монарха, и у логопеда, и у миллионов простых людей. И кино хоть и камерное, но про английский королевский дом, среди персонажей — и короли, и народ, и известные исторические личности (Уинстон Черчилль, миссис Симпсон). Актеры великолепные, картинка красивая, диалоги прекрасные, шутки остроумные. Пронимает же, в самом деле волнует. Одним словом, хоть сейчас в классику записывай. Теперь, почитай, уж так почти никто и не снимает, разучились. Поэтому — вот вам заслуженный золотой академический дождь из «Оскаров». Так-то!
Фото: WireImage/Photas, Global Look Press, Legion-Media.ru, Starface.ru