Дело в шляпе: модная история

Шляпа прочно обосновалась не только в нашем гардеробе, но и в языке. В различных языках мира существует масса пословиц и крылатых выражений, связанных со шляпой.

Шляпа прочно обосновалась не только в нашем гардеробе, но и в языке. В различных языках мира существует масса пословиц и крылатых выражений, связанных со шляпой. «Эх ты, шляпа», — говорят русские неудачливому человеку, «прошляпить» в русском языке означает упустить что-то важное. Англичане, настаивая на чем-либо, обещают «съесть свою шляпу» (I shall eat my hat), «говорить сквозь шляпу» (to talk through one’s hat) означает «нести чушь», о нежелательном госте неодобрительно отзываются: «Повесил свою шляпу» (He hung his hat), то есть расположился надолго, «носить две шляпы» (to wear two hats) — работать на двух хозяев. Существует также китайская поговорка: «Сеять рис сквозь шляпу», то есть заниматься бессмысленным делом.

Content image for: 437135

Шляпа обладает рядом свойств, о которых надо помнить всем, кто желает ее носить.

Она — предмет таинственный. Недаром именно шляпу избрали фокусники орудием своих волшебных превращений. Она способна изменить не только внешность человека, но и его образ мыслей, самоощущение. Ничем не примечательная девушка надевает изящную шляпку и превращается в очаровательную волнующую незнакомку, робкий молодой человек примеряет головной убор, и из зеркала на него глядит дерзкий бутлегер, грабитель банков или солидный господин (все зависит от шляпы). Шляпа становится неотъемлемой частью образа человека на экране и в жизни. Так, Чарли Чаплин немыслим без своего котелка, Наполеон лишился бы внешнего величия без треуголки, а Клинт Иствуд потерял бы половину очарования без своей дурацкой ковбойской шляпы.

Она редко отпускает своего хозяина. Боярский надел шляпу, еще когда был Д’Артаньяном, да так и не может расстаться с ней до сих пор, хотя и выглядит в ней несколько глуповато.

Она имеет характер и может поставить своего хозяина в нелепое положение. «Никогда человек не бывает так смешон, как в тот момент, когда он теряет шляпу. Стоит вам внезапно заметить, что вы остаетесь с непокрытой головой, как вас охватывает ощущение мучительной беспомощности... А потом начинается дикая погоня за шляпой» («О погоде» Д. К. Джерома). А в романе «Мастер и Маргарита» шляпа ведет себя и вовсе недружелюбно по отношению к буфетчику из театра Варьете Андрею Фокичу Сокову, на голове которого она превращается в пронзительно мяукающего котенка и больно царапает ему лысину.

Она многофункциональна. Шляпу можно использовать по-разному: например, как домик для котенка или сачок для ловли бабочек. Кроме того, шляпа широко применяется как орудие судьбы. С помощью такой лотереи разыгрывались должности, выбирались имена новорожденным, решалась проблема распределения выпускников вузов в советские времена. Еще одно приятное свойство: стоит перевернуть шляпу, и она начинает стремительно наполняться деньгами. Если верить писателю Юрию Ковалю, шляпу можно использовать даже как оружие: «Тут в воздухе появилась новая огромная шляпа. Она летела книзу дном тяжело и медленно. Долетев до нас, шляпа перевернулась, вылила на капитана ведро помоев и скрылась в тумане» («Суер-Выер»).

«А в этом году, — пошутил мой приятель, — снова стало модно носить шляпу... в протянутой руке».

Кто придумал шляпу

Сын филадельфийского шляпника создал свою первую модель — шляпу для фермеров — в 1865 году. Его звали Джон Б. Стетсон (John B. Stetson), и теперь он известен как изобретатель ковбойской шляпы.

Как гласит история, Джон Стетсон вместе со своими компаньонами прибыл на Запад, привлеченный преимуществами сухого климата. Во время путешествия Стетсон развлекал друзей, показывая им одежду из меха, которую он делал без иголки и нитки. Для этого Стетсон использовал шкуры, добытые на охоте. Смешивая меха и обрабатывая их вручную, вымачивая в кипящей воде, расплющивая, а затем снова вымачивая, он создал необычайно мягкий и гибкий войлок. С помощью техники, известной еще с начала современной цивилизации, Стетсон получил замечательный материал — фетр.

Стетсон изготовил чрезвычайно широкополую шляпу из этого материала. Сначала он надевал ее в шутку, демонстрируя как своеобразный трофей своих охотничьих похождений, но затем стал использовать ее в повседневной жизни, защищая голову от непогоды. Ему и остальным ковбоям настолько пришлась по вкусу эта оригинальная идея, что очень скоро Стетсон наладил мануфактурный выпуск шляп по собственным эскизам и их продажу. Так, благодаря пристрастию к охоте Стетсон нашел свое призвание шляпных дел мастера, которого вскоре знала чуть не вся Америка. Именно это изобретение стало для ковбоя не только головным убором, но и отличительной чертой героя Дикого Запада! Уже к 1906 году компания Стетсона производила примерно 2 миллиона шляп в год.

Однако не стоит думать, что только Стетсон преуспел на шляпном поприще. Существовали и другие предприятия, которые изготавливали шляпы для повседневного использования. Так, например, в 1880-е годы ковбои, жившие в юго-западных районах Америки, предпочитали головные уборы фирмы «Плензмен». Это были шляпы с низкой тульей и гибкими полями.

Сегодня, когда многие производители вовлечены в потоковое производство дорогих шерстяных шляп заводской формовки, частные мастера вручную творят настоящие чудеса, и новые шляпы практически неотличимы от тех, настоящих. Они так же защищают своих владельцев от палящего солнца, дождя и ветра.

Несмотря на то что одни шляпы продолжают напоминать формой своих вековых предшественниц, а другие имеют уже собственный оригинальный дизайн, все они являются признаком принадлежности к группе заинтересованных людей, для которых шляпы — это способ прикоснуться к истории. Каждая шляпа становится выражением индивидуальности носящего ее «пионера», готового пожертвовать жизнью за момент эйфории от покорения очередной новой цели.

Фото: East News