На экране он наемный убийца или суперагент, мечущий ножи и взламывающий пароли охранной системы Пентагона. За пределами съемочной площадки — бывший филолог Гарвардского университета, который на интервью всегда появляется в отглаженных рубашках. Мэтт Дэймон — гений-самородок, который однажды пришел в Голливуд с «оскароносным» сценарием и за пару лет покорил мир.
Прямая дорога в Гарвард
Разводу не удивился никто. Соседи привыкли к ссорам и крикам, которые не спрячешь ни за какими стенами. Самая интеллигентная пара в районе — налоговый инспектор и учительница — забывали о приличиях, стоило им чуть больше времени провести друг с другом. Они были не созданы друг для друга, и это было ясно всем окружающим, вот только стоило им выйти за порог, и из упрямства и ради двоих детей, они вновь превращались в идеальную пару.
Супруге стоит отдать должное. Она делала все возможное, чтобы семья хотя бы пару дней прожила в спокойном счастье. Родила второго ребенка, надеясь укрепить отношения. И однажды ссоры все-таки утихли, но вовсе не потому, что муж и жена нашли общий язык — одним ранним утром Лесли Деймон посадила в машину двоих детей и уехала, чтобы больше никогда не вернуться. Младшему Мэтту было чуть больше двух лет.
Их новым домом стал Кембридж, городок, в котором находится знаменитый Гарвардский университет, и Мэтт был с детства уверен, что однажды наденет мантию его выпускника. Он был очень начитанным ребенком — с матерью, которая получала одну ученую степень за другой, иначе и быть не могло. Опережал школьную программу, спал на уроках литературы («Я прочитал эту книжку пять лет назад, мэм») и сочинял планы покорения мира с лучшим другом, соседским мальчишкой Беном.
Неудивительно, что в Гарвард он поступил с легкостью, которая не снилась лучшим выпускникам лучших школ страны — просто однажды перешел из ближайшей школы в соседний же университет.

Научный подход к покорению Голливуда
К сожалению, лучший друг даже не пытался поступить в Гарвард. Еще в восемь лет ему удалось появиться в телесериале, и как только он начинал более-менее серьезно учиться, его тут же одолевали мечты о голливудской Аллее славы. Его лучшим номером на вечеринках была речь, подготовленная к вручению «Оскара»: «Спасибо маме, продюсеру...» и далее по тексту под аплодисменты всей компании. Поступив в университет Вермонта, Бен уже после первого семестра заменил все семинары занятиями в театральной школе.
А Мэтта в это время захватила новая страсть. Его занимал не столько Гарвард, сколько занятия на местных курсах сценаристов. Окруженный гениями и вундеркиндам, сам наделенный незаурядными способностями, он начал сочинять историю про агрессивного юношу, которому на роду написано провести всю свою жизнь в тюрьме. Вот только на поверку озлобленный на весь мир преступник оказывается математическим гением. Его давно занимала мысль о ненормальности гениев и гениальности настоящих психов, и еще в старшей школе они с Беном придумали этого одаренного неуча.
Теперь друзья заражали друг друга каждый своим увлечением. Мэтт рассказывал о курсах сценаристов, Бен о кастингах, и в конце концов у них созрела одна мечта на двоих — покорить Голливуд. Отсутствие финансов и мало-мальской актерской удачи их не интересовала. Мэтт надолго лишил мать сна, заявив, что бросает Гарвард и едет в Голливуд, и для начала им удалось прийти к согласию — он съездит на пробы, но обязательно вернется и наверстает пропущенное.
Мэтт всегда был послушным ребенком, вот только первые же неудачи раззадорили его куда сильнее, чем мечты Бена об «Оскарах». Он был намного более здравомыслящим и понимал, что отработанная схема голливудского бизнеса — это огромная система, в которой подавляющему большинству мечтателей достаются незначительные роли с гонорарами в сотню долларов. Звездами становятся единицы, и это вопрос удачи, хорошего настроения продюсера, внезапного желания режиссера подарить миру новую знаменитость. А раз есть система, то есть способ ее обмануть. Мэтт бросил Гарвард на последнем курсе и перебрался в Голливуд с уже четким планом дальнейших действий.
Сценарий на миллион
Его фильмография была не самой блистательной. Роли второго плана с периодичностью раз в 3—4 года. Но это не слишком беспокоило ни Мэтта, ни Бена, которые сутки напролет сидели дома за рукописью своего первого сценария. Идея была следующая — раз никто не хочет нас снимать, мы придем сами и принесем готовый сценарий фильма, в котором для нас уже прописаны главные роли. Неслыханная наглость и блестящая идея. Уже в 1997 году на столе продюсера кинокомпании «Мирамакс» лежал сценарий «Умница Уилл Хантинг» с именами двух неизвестных авторов — «Мэтт Дэймон и Бен Аффлек».
Позже начались съемки с Робином Уильямсом и сценаристами в главных ролях. А еще позже, уже будучи миллионером, Мэтт Дэймон признается в интервью: «На словах “Эпизод 1. Дубль 1. Мотор”, у меня, как в романах, покатились слезы по щекам. Четыре года мы писали этот сценарий. Четыре года возлагали на него все наши надежды. И вдруг услышали, как Робин произносит выстраданные нами фразы. Тут уж невозможно было больше сдерживаться. Я искоса взглянул на Бена, он тоже стоял и плакал. А Робин потом обнял нас, по-отцовски потрепал по головам и сказал: “Это не сон, мальчики, вы действительно добились успеха”».
В том же году актер получит несколько отличных предложений, ролей, о которых мечтал, в десятый раз переписывая свой сценарий. Отныне в год он снимался в 2—5 фильмах, и рейтинг его возрастал с каждым съемочным днем: сначала «Спасти рядового Райана», потом «Талантливый мистер Рипли», «Догма», «Неукротимые сердца», «11 друзей Оушена» и, наконец, фильм, принесший ему настоящий успех как исполнителю главной роли — «Идентификация Борна». На открытии персональной звезды на Аллее славы рядом с Дэймоном перед объективами впервые появилась его мама — она простила ему побег из Гарварда и призналась, что никогда еще не гордилась сыном так, как в этот день.
Мэтт начинал легко, без намерений жизнь положить ради искусства. Он видел себя в ролях интеллектуалов и преступников, разрабатывающих хитроумные планы, в фильмах, ради которых не придется менять форму носа или становиться мачо. Тем не менее, едва он вошел в график регулярных съемок, тут же пришлось соответствовать чужим требованиям. Он похудел на 20 килограмм за 3 месяца ради двух съемочных дней в «Храбрости в бою», затем на 15 килограмм в «Талантливом мистере Рипли». Ради роли в «Информаторе» он поправился на 15 килограмм, а уже через месяц после окончания съемок появился на красной ковровой дорожке в идеальной форме.
Став агентом Борном, он полгода изучал боевые искусства и год занимался боксом, ради изможденного вида в кадре не спал ночами и до утра сидел в Интернете. Все это помогает бывшему студенту Гарварда, воспитанному и миролюбивому Дэймону успешно превращаться в агентов ЦРУ и наемных убийц.
С 2002 года актер поднялся еще выше по голливудской карьерной лестнице. Вышел еще один фильм, созданный по его сценарию и смонтированный им же — «Джерри». Одновременно с этим под его продюсерским началом было запущено несколько проектов. Пару лет назад ходили слухи, что актера начинают забывать, но на деле он был занят семейными хлопотами, и сейчас его съемочный график вновь расписан на три года вперед.

«Я никогда не женюсь»
Мэтт Дэймон долгие годы оставался одним из самых популярных холостяков Голливуда. Он заверял прессу, что дети лишают свободы, не позволяют менять города и страны по одному только желанию. Говорил, что кочевой образ жизни — то, о чем мечтает, но чаще всего не может себе позволить любой житель планеты. Жил то на съемных квартирах, то у Бена Аффлека и без особых сожалений расставался с очередной молодой актрисой. Подружился с Джорджем Клуни, с которым на пару можно было заявлять журналистам: «Я никогда не женюсь».
А потом случилась история, о повторении которой мечтают все золушки мира. Однажды в Майами, в перерыве между съемками актер забежал в один бар. Уставший, в грязной футболке и с остатками грима в волосах. На следующий день пришел снова и приходил до тех пор, пока барменша, аргентинка и мать-одиночка Лучиана не согласилась переехать к нему. Сейчас убежденный и принципиальный холостяк женат, у него три дочери, которых, по слухам, он непростительно балует.

«Сейчас все это кажется голливудским фильмом, из тех, в которых мне и самому довелось сниматься. Несколько лет назад мы с Беном пили шампанское из пластиковых стаканчиков, отмечая звонок агента — он сообщил, что в «Мирамаксе» приняли наш сценарий. А сейчас я с женой и дочками приезжаю на выходные к Бену устроить барбекю за его особняком. Попасть в Голливуд, да хоть в Букингемский дворец “с улицы” можно, нужно для начала просто встать и пойти».