Ему по плечу сыграть харизматичного гангстера и Люцифера, а потом перевоплотиться в миролюбивого добряка или восторженного капитана. Роберт Де Ниро — один из немногих актеров, которому Станиславский искренне сказал бы: «Верю!».
В эти дни Роберт Де Ниро «работает» председателем жюри Каннского фестиваля 2011. И у него, признанного актера, режиссера, бизнесмена и продюсера, есть, кажется, все основания судить кинотворения честолюбивых искателей славы. В Голливуде его называют хамелеоном за потрясающую способность перевоплощаться и умело скрывать эмоции, а оказаться рядом с ним на съемочной площадке многие считают за честь.
Итальянские страсти в Америке
Роберт родился 17 августа 1943 года и сразу же ощутил на себе непостоянство творческих натур родителей. Его отец, живописец и поэт, и мать, художница, развелись, когда мальчику было два года. У Вирджинии не было времени заниматься воспитанием сына — за нее это сделали улицы. В итальянском квартале Нью-Йорка, в котором Роберт жил с матерью, бурлили настоящие сицилийские страсти: предоставленные сами себе подростки затевали драки, собирались в банды, занимались мелким грабежом. Скромный юноша, как ни странно, почувствовал себя вполне комфортно в этом мире начинающих гангстеров, в нем заговорили итальянские корни — прадед Роберта, Джованни Ди Ниро, много лет назад покинул солнечную Италию и положил начало династии Де Ниро в Америке.
Бурное детство и шапочное знакомство с местными «авторитетами» позже станут прекрасной базой для вживания в образ гангстера — один из любимых у Роберта. Однако на пути возможного преступного будущего встал отец, Роберт Де Ниро старший. Он вовремя вмешался, когда уличная группировка, в которой состоял его сын, задумала провернуть первое серьезное дело — ограбить магазин. В тот день жизнь Бобби свернула совсем в другое русло. Ему пришлось делать банальный, но сознательный выбор между добром и злом. Оставив позади подростковое бунтарство и преступный мир, он уверенно шагнул на путь искусства.
Тяга к лицедейству проявилась у Роберта еще в 10 лет, тогда он сыграл Трусливого Льва в спектакле «Волшебник из страны Оз». Мальчик рано понял, что, играя роль, он может стать кем угодно, даже тем, кем никак не может быть в обычной жизни. «Заподозрив» призвание, Роберт поступил на курсы под руководством Стеллы Адлер, а позже — в актерскую студию Ли Страсберга. Оба были учениками Станиславского. Перфекционизм, свойственный Де Ниро, прекрасно сочетался с принципами знаменитой актерской системы, разработанной русским театральным режиссером. Скрупулезно и упорно Роберт вживался в каждую роль. Позже, перед съемками он всегда буквально испытывал жизнь своего героя на себе. За способность к глубокому перевоплощению Голливуд назовет актера «хамелеоном». Однако пока он был лишь в начале пути.
Время неудач
Первые годы после окончания курсов были скудны на хорошие роли. Молодой Роберт разъезжал по Нью-Йорку на потрепанном мопеде и простаивал бесконечные очереди на кастинги, пока не познакомился с Шелли Уинтерс. Знаменитая актриса прониклась симпатией к неуклюжему юноше и помогла ему получить роль в пьесе. Однако их нежная дружба прекратилась едва начавшись. Голливудская звезда слишком явно протежировала Роберта, который хотел всего добиться сам, и он прекратил общение с Шелли. Но продолжил упорно искать роли, вживаться, играть, однако его талант все еще оставался незамеченным широкой публикой.
Уже 10 лет были отданы кино, а долгожданный успех был все так же далек, как и в начале. Де Ниро умело прятал свое расстройство, он не сдавался. И фортуна, наконец, покорилась терпеливому актеру и выдала ему карт-бланш. Он встречает своего давнего знакомого — сицилийца Марти, того, с кем в детстве иногда сталкивался на улицах итальянского квартала. Теперь же перед Робертом стоял начинающий, но полный амбиций режиссер Мартин Скорсезе, готовый перевернуть с ног на голову все каноны американского кино. Де Ниро идеально подошел на роль Джонни-боя в фильме Скорсезе о реальной жизни гангстеров — «Злые улицы». Кино удостоилось высоких оценок критиков и положило начало многолетнему совместному творчеству двух гениев.
Это успех!
Свою любовь к ролям матерых бандитов Роберт объясняет тем, что эти образы интересно воплощать. А может все-таки сильна ностальгия по бурному уличному детству. Так или иначе, Роберт принимает предложение Фрэнсиса Форда Копполы сняться во второй части «Крестного отца» и, как говорится, просыпается знаменитым. Сыгранный им Вито Корлеоне в молодости, ничуть не уступал образу дона, созданного Марлоном Брандо. Сосредоточенный, просчитывающий каждый свой шаг, Корлеоне в исполнении Де Ниро кардинально отличался от безрассудного и неуравновешенного Джонни из «Злых улиц». Мир восхитился талантом Роберта и вручил ему заслуженную статуэтку — в 1974 году актер получил свой первый «Оскар».
80-е и 90-е годы стали богаты на многочисленные номинации и награды. Слава плотным кольцом окружила Роберта и уже не оставляла его. Голливуд с удивлением взирал на двух безумцев — Скорсезе и Де Ниро. Один педантично доводил свои картины до совершенства, другой — с маниакальным упорством исследовал все глубины каждой новой роли. Их совместные фильмы «Таксист», «Бешеный бык» и «Мыс страха» надолго стали эталонами киноискусства. Роберт часами крутил баранку, постигая азы работы таксиста, и тренировался на ринге, чтобы войти в образ неукротимого борца, а потом поправлялся на 27 кг, чтобы на все сто соответствовать своему герою в зрелом возрасте. За роль боксера Джейка в «Бешеном быке» актер получил свой второй «Оскар» и «Золотой глобус».
Это были годы напряженной, кажется, безостановочной работы. За 20 лет он снялся в 36 (!) фильмах: «Король комедии», «Влюбленные», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые», «Пробуждение», «Франкенштейн Мэри Шелли», «Казино», «Схватка», «Фанат», «Плутовство (Хвост виляет собакой)»… Он работал с лучшими режиссерами в Голливуде: Мартином Скорсезе, Серджио Леоне, Терри Гиллиамом, Брайаном Де Пальмой, Аланом Паркером, Роном Ховардом, Кеннетом Браной, Барри Левинсоном, Квентином Тарантино… Его партнерами по съемочной площадке становились настоящие кинозвезды: Джейн Фонда, Шарон Стоун, Аль Пачино, Билл Мюррей, Ума Турман, Мерил Стрип, Джеймс Вудс, Джереми Айронс, Шон Коннери, Микки Рурк, Шарлотта Рэмплинг, Шон Пенн, Жан Рено, Джо Пеши, Робин Уильямс, Дастин Хоффман…
К концу 90-х запал актера поутих. Стали все чаще случаться кассовые провалы и неудачи, однако актерская карьера к этому времени уже не стояла у Роберта на первом плане. Следуя зову предприимчивых итальянских предков, он поспешил подкрепить свое материальное положение более серьезными делами — бизнесом. Вместе с известным шеф-поваром Нобуюки Мацухиса Роберт открыл сеть японских ресторанов Nobu, а также основал собственный продюсерский центр Tribeca Productions. Сейчас он является совладельцем элитного ресторана Rubicon, гостиницы и других заведений. При этом, имея мощную финансовую опору, хорошими ролями в кино актер не разбрасывается, страсть к киноискусству остается с ним и по сей день. Хотя образы становятся ощутимо позитивнее и веселее, например, эффектный капитан Шекспир в фильме «Звездная пыль» или подозрительный отец в «Знакомстве с родителями».
Личная жизнь за семью печатями
Личную жизнь актер тщательно охраняет от назойливой прессы. О его романах ходят легенды,
Первой официальной женой Роберта стала актриса Дайэнн Эбботт, с которой он после развода умудрился сохранить теплые отношения. Этот брак подарил Де Ниро приемную дочь Дрену и сына Рафаэля. Вторая жена актера — бывшая стюардесса Грейс Хайтауэр — родила ему сына Эллиота. Грейс нелегко живется с живой легендой, отдающей все свои силы киноискусству. Однажды у нее лопнуло терпение, и она заявила о своих претензиях мужу. Не признающий никакого давления актер сразу заговорил о разводе. Грейс пришлось смириться. Даже в брачных узах этот харизматичный трудоголик почти неуловим для женщин. «Работа для меня — прежде всего, — признается Де Ниро. — А для того чтобы сосредоточиться на роли, мне нужно свободное пространство. Женщина, которая хочет быть со мной рядом, должна это принять».
Фото: Abaca/Photas, All Over Press