Секс: чему нас учат предки

Мало кто задумывался о том, что дилдо придумали вовсе не в XX веке — просто раньше оно было каменным. Древние скрупулезно записывали каждое свое прозрение на тернистом сексуальном пути, так что составить скромный обзор их «бесчинств» труда не составит.

Мало кто задумывался о том, что дилдо придумали вовсе не в XX веке — просто раньше оно было каменным. Древние скрупулезно записывали каждое свое прозрение на тернистом сексуальном пути, так что составить скромный обзор их «бесчинств» труда не составит.

Откуда к нам приплыла «любовная лодка»?

Есть сильное желание вовсе проигнорировать пресловутую «Камасутру», но делать этого не стоит. Во-первых, потому что все про нее тысячу раз слышали, но по-хорошему никто ее не читал, а во-вторых, потому без нее как-то странно вообще говорить об индийской любовно-сексуальной литературе.

Вопреки заблуждениям, гласящим что «это все извращенцы придумали, а книга-то философская, и о любви только духовной», «Камасутра» примерно на три четверти состоит из текстов о любви самой что ни на есть плотской. Есть там и об обольщении чужих жен, и о жизни втроем — так что, возможно, «шведскую семью» следовало бы называть «индийской», — и целых девять глав о проститутках.

Вопреки другим заблуждениям, полагающим, что «Камасутра» — это список сексуальных позиций, описание этих самых позиций занимает только 10 глав, а это меньше шестой части всего объема книги.

Практикум

«Заметив, что мужчина устал от продолжительных усилий, но еще сохраняет влечение, она с его согласия кладет его на спину и помогает ему “подражанием мужчине”... Распустив волосы, украшенные цветами, прерывая смех вздохами, прижимая грудью его грудь, чтобы соприкоснуться лицами, вновь и вновь наклоняя голову, она повторяет те действия, которые перед тем совершал он сам, и, смеясь, угрожая, нанося ответные удары, говорит: “Поверженная, я сама повергаю тебя”».

В древней индийской литературе есть еще один знаменитый сексуальный трактат «Ананга Ранга» («Лестница любви»), он же «Камаледхиплава» («Лодка в море любви»), написанный в XV веке. В противоположность «Камасутре» «Ананга Ранга» обращена только к мужчинам. Можно было бы заключить, что за тысячу с лишним лет индийские женщины, в отличие от мужчин, научились обходиться без наставлений, но, пожалуй, мы не будем так поспешны с выводами.

Забавная деталь — первый перевод этого эротического трактата был сделан в пуританской викторианской Англии. Исследователи посчитали, что основной целью этого поэтического текста было укрепление семейных уз и предотвращение разводов. «Ананга Ранга» часто ссылается на «Камасутру», а кроме прикладных сексуальных советов содержит немало мистических (астрологических, алхимических и пр.) рекомендаций. Вряд ли они сильно повлияли на количество разводов в Индии, но, как знать, может быть, они пригодятся кому-то из нас.

Практикум

«Правила любовных игр. Любoвныe игpы paди пpocтoгo yдoвлeтвopeния жeлaния (пoxоти) oтличaютcя oт иcтиннo любoвнoгo нacлaждeния, кaк зaвтpaк бeднякa oт княжecкoй тpaпeзы. Иcкycныe в любви и блaгopoдныe cepдцeм иcпoлняют cлeдyющиe пpaвилa: лacки дoлжны пpeдшecтвoвaть coитию и быть вчeтвepo пpoдoлжитeльнeе вpeмeни coития. Сoитиe дoлжнo быть вчeтвepo пpoдoлжитeльнee, чeм этo нaдo для yдoвлeтвopeния жeлaния. Лacки дoлжны быть пpoдoлжeны и пocлe coития и быть paвными вpeмeни coития или нecкoлькo бoлee».

Чем пахнет в «Саду наслаждений»?

Из Индии плавно перенесемся на Ближний Восток. Здесь в начале XV века арабский ученый Мухаммед ибн Мухаммед аль-Нафзави написал трактат «Благоухающий сад чувственных наслаждений». Этот памятник классический средневековой арабской литературы содержит массу практических советов о повышении собственной привлекательности и сексуальных техниках, предупреждает о сексуальных расстройствах и дает рекомендации по их устранению. Вместе с тем в «Благоухающем саду» полно рассказов исключительно развлекательного свойства. Правда, все вышеперечисленные советы предназначены прежде всего мужчинам, а женщинам — лишь постольку-поскольку.

Кстати, именно в «Благоухающем саду» можно найти ответ на вопрос, зачем мусульманину четыре жены (не две, не три, а именно четыре): «Если у мужчины всего одна жена, она ведет себя как равная. Если он говорит ей что-то, она возражает ему и делает, что ей вздумается. Она заботится о себе и кичится своей красотой. Если жен две, они всегда спорят. Трем женам не особенно весело, потому что две из них объединятся против третьей, самой красивой, в результате все идет наперекосяк. Четыре жены — это наилучшее решение, потому что, если они поспорят или поссорятся, им проще будет прийти к справедливости и равновесию. Тем самым муж наслаждается сравнительным покоем». Средневековые мусульмане, чего же вы хотите. Иллюстрирован «Благоухающий сад» не был: Коран запрещает создавать изображения человека.

Практикум

«Женщина, заслуживающая похвалы, обладает следующими свойствами: восседающая, она — арка; лежащая — схожа с пуховой периной; стоящая — древко знамени. При движении формы ее выделяются под нарядом. Она говорит и смеется нечасто, и никогда — без причины».

Лекарство от любви

Здесь был бы весьма уместен пассаж «А в это время в Европе...», но рассказ о европейских сексуальных руководствах следует начинать не со Средних веков, а с Античности, так что перенесемся на нашей секс-машине времени на полтора тысячелетия назад.

В 1 году до н.э. римский поэт Публий Овидий Назон написал поэму «Ars Amatoria» («Наука любви», или «Искусство любви»). Книга содержала советы как для мужчин, так и для женщин и весьма дельно рассказывала о том, как приобрести и сохранить внимание партнера. Занятно, что по тем временам (а во времена Овидия нравы Древнего Рима еще не ужасали своей распущенностью) поэма получилась чрезмерно фривольной, и автору пришлось оправдываться тем, что он писал наставления для вольноотпущенниц и живущих в Риме иноземок — на этих «людей второго сорта» нормы высокой римской морали не распространялись.

Однако, судя по дошедшим до нас отзывам, читали Овидия отнюдь не только «низшие классы». А вскоре после «Науки любви» Овидий сочинил «Remedia amoris» («Лекарство от любви») — как помощь тем, кому любовь стала в тягость. Наверное, кому-то даже помогло. В заключение древнеримской темы хочется отметить, что, в отличие от всех названных ранее текстов, книги Овидия и все приведенные в них советы сейчас выглядят абсолютно современно и, пожалуй, вполне могут кому-то пригодиться. Например, этот: «Целомудренна та, которой никто не домогался». Звучит, согласитесь, очень здраво.

Практикум

«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится —

Позу сумейте найти телосложенью под стать.

Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь;

Та, что красива спиной, спину подставь напоказ. (...)

Всадницей быть — невеличке к лицу, а рослой — нисколько:

Гектор не был конем для Андромахи своей».

Европа: как получить оргазм от «Прыжка лягушки»?

А теперь сразу в Ренессанс. Здесь нас больше всего интересует труд «Sedici Modi» («Шестнадцать поз»), также известный как «Позы Аретино». Работа появилась в начале XVI века в результате творческого союза итальянского художника Джулио Романо, написавшего 16 гравюр эротического содержания, и поэта Пьетро Аретино, сочинившего к каждой гравюре по сонету.

Вышедшее в 1527 году издание было первым в истории, содержащим одновременно и тексты, и изображения сексуальной тематики. Несмотря на жестокое преследование церковных властей и регулярное уничтожение тиражей, книга была широко известна среди заинтересованной публики. «Шестнадцать поз» содержат, как это ни странно, 16 сексуальных позиций. Среди них есть и по сей день весьма экзотические, например, «Прыжок лягушки» (женщина с широко разведенными согнутыми ногами спиной к стоящему мужчине опирается на руки, а мужчина держит на весу ее бедра), а есть простые: «Миссионерская», «Женщина сверху» и немало других, хорошо нам теперь знакомых — может быть, не в последнюю очередь благодаря творческому тандему Аретино—Романо.

 Практикум

«Беатриче! И Вам в этой позе трудно.

Но, поверьте, мне во сто крат труднее —

Я собою жертвую поминутно:

 Замирают члены мои, немея.

И когда б Ваш зад не сиял так чудно,

Я решил бы — кончить я не сумею».

P.S.: Чем занимался в свободное время советский пролетариат?

В качестве постскриптума хочется привести еще одно крайне необычное сексуальное руководство. Оно вышло, по сравнению с «Искусством любви» и даже «Позами Аретино», сравнительно недавно, в 1924 году, в Москве. Однако «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» (а именно так называется этот шедевр) относятся к эпохе, которая, как кажется, сейчас более далека от нас, чем Древний Рим и итальянское Возрождение.

Автор брошюры обращался к пролетарской молодежи и учил ее, с одной стороны, вполне понятным вещам, которым старшее поколение всегда учило молодежь: «Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата», «Необходимо половое воздержание до брака», «Не должно быть половых извращений»... Но большая часть текста посвящена вещам, которые были возможны только в том времени и в том государстве. Например:

«Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально полового завоевания».

«Половой акт не должен часто повторяться. Имеются все научные основания утверждать, что действительно глубокая любовь характеризуется нечастыми половыми актами…».

«Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая».

***

…Очень хочется верить, что руководства, подобные последнему, навсегда останутся историей — даже более далекой, чем пресловутая «Камасутра».

Фото: PicturePress/Fotolink