Курица или рыба: чем кормят в самолетах

Когда в 1903 году братья Уилбер и Орвилл Райт поднимались на борт первого в мире воздушного судна, никому в голову не пришло дать им с собой термос с горячим чаем и корзинку печенья, чтобы авиаторы могли поддержать бодрость духа в полете. Современным путешественникам в этом отношении повезло больше.

Процесс принятия пищи на борту намного важнее, чем это может показаться на первый взгляд. Тут имеет место и психологический аспект: еда, особенно вкусная, отвлекает от страхов и тревожных мыслей и способна хоть как-то разнообразить долгий перелет.

Обед для пассажиров первого класса авиакомпании Singapore International Airlines
Обед для пассажиров первого класса авиакомпании Singapore International Airlines

Воздушная история

Когда в 1903 году братья Уилбер и Орвилл Райт поднимались на борт созданного ими первого в мире воздушного судна, никому в голову не пришло дать авиаторам с собой термос с горячим чаем и корзинку печенья для поддержания бодрости духа в полете.

До начала 1930-х годов у тех, кто желал совершить трансконтинентальное путешествие, был лишь один вариант — океанский лайнер. Но после Первой мировой войны бывшие военные пилоты, перевозя почту, начали брать на борт первых коммерческих пассажиров. Конечно, ни о каком обслуживании в полете не могло быть и речи, скорее, пилоты считали своих пассажиров «необходимым злом». Однако те, кто управлял этими новыми коммерческими авиакомпаниями, очень скоро поняли, что одной быстроты недостаточно, чтобы соблазнить богатых пассажиров сменить роскошные каюты океанских лайнеров на кресло в небе.

Тогда авиалинии начали дублировать высокий стандарт услуг, оказываемых большими морскими судами. Стюарды стали носить необычные униформы, и еду подавали в посуде из тончайшего фарфора. Но сохранить нужную температуру блюд в полете было трудно — из-за отсутствия доступа к электричеству приходилось пользоваться термосами.

В 40-х и 50-х годах, когда произошло огромное увеличение пассажиропотока, обслуживание путешественников приблизилось к современным стандартам. При этом не было различий по классам, которые существуют сейчас: всех, кто приобретал билеты, обслуживали одинаково.

К началу 1960-х годов коммерческие авиакомпании обычно работали с крупными кейтеринговыми фирмами. Вся бортовая еда готовилась в огромных кухнях, «продовольственных фабриках», которые располагались недалеко от аэропортов и работали 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Готовая пища загружалась на самолеты и затем повторно подогревалась на борту стюардессами.

Классовый подход

Современные авиакомпании разделяют питание по классам. Больше всего везет пассажирам первого класса — в их распоряжении обширное меню и лучший сервис. Более «скромно» обслужат в бизнес-классе, а пассажиры из «эконома» могут рассчитывать лишь на пару вариантов комплексных обедов («мясо с картошкой или рыба с рисом?»).

Несмотря на это, каждый воздушный путешественник может заказать специальное питание. Существует несколько десятков его видов: с пониженным содержанием сахара, лактозы или углеводов, бессолевое, диабетическое, без клейковины, кошерное, детское, вегетарианское. Однако если вы хотите заказать себе особое питание на борту, об этом надо позаботиться заранее, не менее чем за 36 часов до вылета. Причем обычно раздача питания в экономическом классе начинается именно со спецпитания. Поэтому тем пассажирам, кто заблаговременно заказал особое меню, обед (ужин или завтрак) достается раньше остальных.

Во время длительных полетов (например, 8—10 часов) пассажиров кормят дважды. Чем лучше авиакомпания и дороже билет, тем, как правило, выше ассортимент и качество бортовой еды. Добавка обычно не предусматривается, однако если вам попадется «добрый» бортпроводник, то, возможно, для вас он сделает исключение.

Несмотря на изыски, самолетное меню не сравнится с ресторанным. Впрочем, и от «столовского» тоже отличается. Котлеты, паштеты, колбасы и сосиски во многих авиакомпаниях запрещено подавать на борт как быстропортящиеся. Именно поэтому путешествующим гражданам ничего больше не остается, как довольствоваться цельными кусками рыбы, мяса или курицы. Как правило, бортовое питание сначала подвергается процедуре шоковой заморозки (которая позволяет сохранить вкус блюд), а затем уже разогревается непосредственно на борту. Если в меню включены салаты, то подаются они не заправленными — отдельные пакетики с майонезом прилагаются. Пассажир, который отравился едой в полете, — страшный сон любой авиакомпании.

Кстати, статистика говорит, что самый популярный сок среди авиапассажиров — томатный. И ученые даже нашли этому объяснение. Дело в том, что на высоте вкусовое восприятие привычных напитков и блюд меняется: апельсиновый сок горчит, яблочный кажется слишком кислым, и только томатный остается верен себе. Спрос на этот напиток так велик, что пассажирам, сидящим в хвосте самолета, томатный сок может и не достаться. Зная предпочтения своих клиентов, компания British Airways изобрела особый «острый» томатный сок с добавлением ворчестерского соуса, льда и дольки лимона. Он подается в бокале со стеклянной палочкой и всем своим видом и вкусом напоминает полноценный коктейль.

Высокая кухня

Чтобы приятно удивить пассажиров (особенно первого и бизнес-класса) авиакомпании не жалеют усилий на составление совершенного бортового меню.

Emirates бесплатно предлагает пассажирам эконом-класса (кроме рейсов в Саудовскую Аравию) аперитивы, красные и белые вина, пиво и другие алкогольные напитки. В обеденном меню могут фигурировать копченый тунец, брошет из ягненка (жареное на углях филе ягненка, маринованное в арабских приправах и смеси различных сортов перца, подаваемое с коричным соусом и гарниром из брокколи, обжаренной молодой кукурузы и риса, приготовленного на пару), финиковый десерт и горячий шоколад.

Авиакомпания Lufthansa совместно со знаменитым шеф-поваром Сарой Винер разработала специальное детское меню, которое доступно пассажирам всех классов. Блюда для маленьких туристов (до 12 лет) отличаются сбалансированностью: использование сахара сведено к минимуму, по возможности он заменяется медом; если для приготовления детского обеда необходимо масло, то в ход идет только самое лучше, высококачественное оливковое. Чтобы кушать и лететь было веселее, детям могут принести сыры-закуски на тарелке, оформленной в виде палитры красок.

В распоряжении Singapore Airlines сразу восемь известных специалистов своего дела, среди них британский шеф-повар и обладатель семи мишленовских звезд Гордон Рамзи. Самое популярное классическое блюдо у пассажиров первого класса — Сатей, шашлычки из цыпленка, баранины или говядины, приготовленные на гриле и поданные с арахисовым соусом, свежими огурцами и луком.

Весеннее «воздушное» меню авиакомпании SWISS для пассажиров первого и бизнес-класса было создано под лозунгом «SWISS. Попробуй Швейцарию». Разработчиком блюд выступил шеф-повар ресторана в городе Цуг The Rathauskeller Штефан Майер. Перед ним была поставлена задача сохранить естественные ароматы овощей, мяса и рыбы, комбинируя их и дополняя друг друга. Авиакомпания уверяет, что свежепойманная рыба из Цугского озера — неземное удовольствие.

Сегодня появляется все больше бюджетных авиакомпаний, где обед в цену билета не включен, что хорошо сказывается на стоимости перелета. Впрочем, если изголодавшийся пассажир уже на борту передумает, то сможет за наличные выбрать себе блюдо из небольшого меню. Что удивительно: большинство людей не может отказаться от «воздушных ланчей». Самолетная еда, несмотря на критику, часто обоснованную, по-прежнему для многих — любимый ритуал и вкус путешествий.

Фото: Singapore International Airlines, lufthansa.com, aeroflot.ru, iberia.com

Slide image for gallery: 1370 | Один из стандартных обедов "Аэрофлота"
Slide image for gallery: 1370 | Один из стандартных обедов "Аэрофлота"
Slide image for gallery: 1370 | Бортовой обед эконом-класса авиакомпании Iberia (фрагмент меню)
Slide image for gallery: 1370 | Бортовой обед бизнес-класса авиакомпании Iberia
7фотографий