В мире так много интересного, разве стоит тратить время на еду? «Да, ведь кулинария — высшее из искусств», — скажут одни. «Нет, ведь пока ты ешь, другой зарабатывает миллион или получает “Оскара”», — скажут другие. Истина, конечно, где-то посередине. И, возможно, между половинками булочки с кунжутом.
Римские закусочные
Самый первый корт с фастфудом, о котором известно современным ученым, существовал в Древнем Риме и назывался термополия. Это был своеобразный базар еды, которую тут же и готовили на глазах у изумленной публики. Самыми популярными были лепешки из дрожжевого теста, пожаренные на оливковом масле. Фактически они использовались как съедобные тарелки, на которые клали плоские котлетки из рубленой говядины и орех. Вкусно, питательно и можно съесть прямо на ходу. Узнаете любимый и ненавистный, как все гениальное, гамбургер?
Лучше всего сохранились руины такого базара в Помпеях. Те, кому посчастливится там побывать, смогут увидеть каменные развалины с широкими проемами и большими витринами. Дверей в таких точках быстрого питания не было. Лишь на ночь вход закрывался досками.
Американская мечта
В Китае в качестве фастфуда использовалась тонкая лапша, в Японии — суши и роллы, в Италии — пицца. Практически у каждого народа был свой секрет, как наесться, не потеряв ни минуты лишнего времени. Но признанная родина фастфуда — Америка. Именно там из еды на ходу был создан культ, разработана особая философия и получен первый миллион.
Фастфуд — это целый род еды, классикой и основой которого является сосиска. Почти каждый холостяк знает, что если дома в морозилке есть пара сосисок, то, считай, ужин готов. Лень отварить сосиски? Не беда: практически на углу любой улицы есть киоск с горячими хот-догами.
Считается, что сосиска — немецкое изобретение. В XV веке во Франкфурте-на-Майне неизвестный колбасник изготовил первую сосиску и назвал ее «дахсхунд». Через два столетия, в XVII веке, кинологи вывели таксу и назвали ее в честь сосиски — дахсунд. А еще через два века какой-то немец-иммигрант начал продавать свои дахсунды в Нью-Йорке, называя их по-английски — хот-дог (горячая собака). Чтобы перчатки, в которых он подавал хот-доги покупателям, дольше оставались свежими, он клал сосиску в булочку. Так и получился тот самый хот-дог, который едят по обе стороны Тихого и Атлантического океанов. Существуют и другие версии происхождения хот-дога, общее лишь одно: с сосиски в булочке индустрия фастфуда только началась.
Яблочный пай из автомата
Первый подобный аппарат появился в начале ХХ века в Филадельфии. Он не прижился, и идея, казалось бы, завяла на корню, но уже несколько лет спустя подобное ноу-хау появилось в Нью-Йорке, на Таймс-Сквер. За 5 центов человек получал порцию тушеной говядины, горячие бобы или пирог с яблоками, а из напитков — кофе, молоко или пиво. Казалось, произошла революция! Вечно пульсирующий, ритмичный Нью-Йорк как будто только и ждал этого чуда техники, к которому теперь постоянно стояла очередь. Причем не только из местных деловых жителей, но и из приезжих, для которых автомат был диковинной достопримечательностью.
Побывать в городе огней и не попробовать пирога из автомата — в свой «таун» можно было и не возвращаться, потому что засмеют. Владельцы сети автоматов, компания Horn&Hardart, постоянно изменяли ассортимент, благодаря чему ажиотаж вокруг их детища только возрастал. Пример тому — городские открытки тех лет, где легендарный автомат — обязательная часть пейзажа.
Быстрые калории
Умная машина — это прекрасно, но ничто не заменит живого человеческого общения, даже если оно ограничивается репликой «Свободная касса!». Настоящим переворотом в мировой индустрии общественного питания стал 1940 год, когда два простых парня Дик и Мак Макдональды открыли свое первое кафе в городке Сан-Бернардино, штат Калифорния.
Секретом успеха стала система быстрого обслуживания (Speedy Service System): конвейер по модели того, что стоял на заводах автомобильного короля Генри Форда. Посетители получали уже заранее приготовленную и упакованную еду: гамбургеры, картофель фри, молочные коктейли. Такой обед как нельзя лучше отражал американскую поговорку «Время — деньги». В 1955 году сеть сменила владельца, им стал Рэй Крок. С тех пор началось бурное развитие McDonald’s по всему миру.
Сейчас у корпорации больше 30 тысяч ресторанов в 120 странах мира. Когда 1 января 1990 года в Москве открылся первый McDonald’s, в него выстроилась огромная очередь. Естественно, советский человек воспринимал это заведение как экзотическое и очень престижное место: отметить там день рождения могла позволить себе лишь «золотая молодежь» тех лет.
Заразительный пример
Идеи витают в воздухе, и массовое появление ресторанов быстрого обслуживания в середине 1950—1960-х — отличное тому доказательство. В ту эпоху зародилось порядка десятка легендарных мировых сетей быстрого питания. И все эти истории — воплощение американской мечты, когда простой, но талантливый и усердный человек добивается успеха. Одна из самых известных таких карьер — полковник Гарланд Сандерс и его курица из Кентукки. В 1952 году в Луисвилле Сандерс открыл первый ресторан Kentucky Fried Chicken, и уже через несколько лет крылышки, боксмастеры и твистеры от KFC ели по всему земному шару.
Еще один тяжеловес фастфуда, родившийся в середине XX столетия, — Burger King. Изучив концепцию братьев Макдональдов, владельцы новой сети сделали ставку на сами гамбургеры, небольшие буфеты и франчайзинг. В итоге 12 тысяч закусочных по всему миру с 12 миллионами посетителей ежедневно! Кстати, в Израиле все Burger King — кошерные.
Итальянцы не отстали от прогресса и в 1956 году открыли буфеты Sbarro: пицца, паста, салаты и напитки, которые можно съесть на месте или прихватить с собой. «Триколор» поддержал общий темп развития: 1200 ресторанов более чем в 35 странах.
В 1958 году в Канзасе с капиталом всего 600 долларов открылась Pizza Hut, дополнившая классический принцип «Прямо здесь и сейчас» важной деталью — «В удобное время у вас дома». Сейчас пиццерия работает в 100 странах мира.
1965-й — год рождения «главного по сэндвичам» — сети Subway, получившей свое название за сходство длинных бутербродов с субмаринами. Ее владелец Фред де Люка открыл первый киоск, чтобы заработать денег на учебу. В результате: мировая франшиза и 35 тысяч точек по всему миру.
Дешево и сердито
Разнообразные закусочные, пиццерии, пирожковые, блинные, печеная картошка, кебабы, буррито, суши-бары с роллами на вынос и целый полк киосков с хот-догами и шаурмой — остаться голодным в мегаполисе невозможно. Тем, кто сидит на диете, приходится проявлять силу воли и стойкость характера, чтобы не соблазниться притягательными ароматами.
В конце XX века активисты здорового питания развернули кампанию, агитируя объявить бойкот сухомятке и газировкам. В прессе стало появляться все больше материалов о вреде быстрой еды. Слишком калорийная, слишком жирная, слишком сладкая, сделанная из полуфабрикатов, содержащих химические пищевые добавки — и это далеко не полный перечень претензий к продукции фастфуда.
В 2004 году американец Морган Сперлок снял разоблачающий документальный фильм «Двойная порция». Режиссер, он же главный герой, провел эксперимент, в ходе которого на протяжении месяца три раза в день питался только в ресторанах быстрого питания и не занимался спортом. Зато регулярно ходил к врачу, чтобы зафиксировать изменения, которые происходят в его организме. За 30 дней Сперлок поправился на 11 кг, заработал проблемы с печенью и сексуальную дисфункцию.
Против фастфуда неоднократно выступал и британский шеф-повар Джейми Оливер. В августе 2006 года в рамках продвижения его проекта «Школьные обеды Джейми» знаменитый кулинар провел 4 часа в латексном костюме, изображая страдающего от ожирения человека. «Вот что может сделать с вами фастфуд», — говорил он всем своим видом. Акция оказалась более чем действенной. В результате более 270 тысяч представителей общественности подписали заявление Оливера об исключении вредной пищи из продажи в школьных столовых.
Сейчас пыл борцов за здоровое питание поутих. Конечно, гамбургеры не стали полезнее. Просто, наверное, мы к ним привыкли. Никто не призывает есть бутерброды и пить колу каждый день, но если голод застал вас посреди улицы, то лучше перекусить, чем мучиться. Как, что и где есть — решать только вам. Но главное — это свобода. Свобода выбора.
Фото: Photocuisine/Fotolink, theautomat.com