Кларк Гейбл: легенда, разбившая многие сердца

«Дорогая, отдавая должное вашему природному уму и потому не пытаясь предварительно соблазнить вас, я предлагаю вам стать моей любовницей», - даже эта циничная фраза из уст его героя звучала обворожительно.

«Дорогая, отдавая должное вашему природному уму и потому не пытаясь предварительно соблазнить вас, я предлагаю вам стать моей любовницей», - даже эта циничная фраза из уст его героя звучала обворожительно. Воплотить настоящего мужчину, пусть всего лишь на книжных страницах, удалось только Ретту Батлеру. А на экране Ретта Батлера воплотил Кларк Гейбл.

Наш пострел везде поспел

...Что за дыра этот штат Огайо! Приличных денег здесь вовек не заработать. Пятнадцатилетний Уильям Кларк Гейбл перебивался с одной малооплачиваемой работы на другую. Юность проходила на лесопилке, чулочной фабрике и оливковых плантациях. Папашу никоим образом не заботила судьба сына, матушка, наверное, и проявила бы участие в делах отпрыска, да только отправилась к праотцам, когда Кларку было всего семь месяцев. Воспитание мальчишки целиком лежало на плечах мачехи, а с ней не забалуешь - только и знает, что читать наставления: «Уйми гордыню, будь добрым христианином». Ну уж дудки, приберегите религиозный пыл для кого-нибудь другого...

В 16 лет парнишка сбежал из дома и осел в Орегоне - подсобным рабочим в небольшом театре. Время от времени Кларку перепадали небольшие роли, не Бог весть что, но, как известно, «на безрыбье и рак - рыба». А вскоре госпожа Фортуна преподнесла щедрый дар: Кларк повел к алтарю Джозефину Диллон, «по случайному совпадению» руководившую тем самым театром. Подумаешь, что Джози старше новоявленного мужа на полтора десятилетия! Зато она известная актриса, влиятельная аристократка и без ума от Кларка. Связи Джозефины в театральном мире принесли свои плоды: она выбила для мужа главную роль в новой постановке, а «неблагодарный мальчишка» сбежал на следующий день после премьеры. О какой Джози может идти речь, если впереди его ждали Голливуд и любовь миллионов девушек?!

О пользе браков по расчету

Однако «фабрика грез» не спешила принимать «чужака» с распростертыми объятиями: роли случались, но до вожделенного триумфа было далеко. Продюсеры отзывались о молодом актере презрительно: «У него слишком большие уши, и вообще он похож на обезьяну». Так и кочевал Кларк из одного рядового вестерна в другой, воплощая на экране гангстеров и злодеев. Совсем по-иному руководство «MGM» запело, когда им до зарезу потребовался новый романтический герой. Кинобоссы вдруг обнаружили, что Кларк обладает поистине магнетической сексуальностью. Так в послужном списке Гейбла появилось новое амплуа - обольститель.

Кларк снялся в дуэте с Гретой Гарбо, лучи славы грели все жарче, жизнь налаживалась. Тридцатилетие актер «отметил» разводом с Джози Диллон и новым браком - с Реей Ленгхэм, богатой светской дамой из Техаса. Новая супруга воспитывала двоих сыновей - сверстников Кларка, но, как говорится, «любви все возрасты покорны». Каждый получал от этого союза желаемое: она - любовь и страсть пылкого супруга, он - уроки хороших манер и безупречного вкуса. Ну и, конечно, серьезную поддержку во всех начинаниях. На едкие замечания злопыхателей, дескать, у мистера Гейбла странная привязанность к опытным дамам, Кларк спокойно парировал: «Зрелая женщина больше знает и видела, чем юная девушка».

При этом герой-любовник отнюдь не чурался связей с молоденькими старлетками. Порой настолько интенсивно, что руководству киностудий приходилось просить актера «сбавить обороты» - общественность роптала. В 30-е слава секс-символа окончательно закрепилась за Кларком Гейблом, ее укрепил «Оскар», врученный как лучшему актеру года вообще и за фильм «Это случилось однажды ночью» в частности.

Контрабандист с душой романтика

Вершиной творчества Кларка Гейбла стала, конечно, роль Ретта Батлера в «Унесенных ветром», вышедших в 1939 году. Элегантный, обаятельный авантюрист, не верящий ни в Бога, ни в черта, на поверку оказывался добрым, ранимым человеком, всю жизнь напрасно добивавшимся ответа на свою любовь. Эту многогранность героя актер сумел передать настолько точно, что со временем его популярность росла при каждом повторном показе «Унесенных ветром». Вопреки опасениям продюсеров, романа между исполнительницей роли Скарлетт Вивьен Ли и Гейблом не произошло. Вивьен была слишком занята Лоуренсом Оливье, а Кларк - актрисой Кэрол Ломбард.

С тобой и без тебя

Роман Кларка с Кэрол Ломбард стал самым главным и в его судьбе, и в ее. Хотя начало было весьма стандартным: коллеги по цеху встретились на съемочной площадке фильма «Не ее мужчина». На дворе стоял 1932 год, и в течение четырех лет название киноленты оправдывало себя - Гейбл и Ломбард шли «параллельным галсом». Но однажды на вечеринке в модном клубе, где Кэрол исполняла роль хозяйки бала, мистер Гейбл вдруг озаботился вопросом: есть ли под ну очень тесным платьем красотки нижнее белье? Дабы развеять сомнения, Кларк пригласил Кэрол на танец, во время которого убедился: движения партнерши действительно ничем не скованы.

О своем «открытии» он немедленно известил мисс Ломбард, а после очередного танца посчитал, что они уже достаточно знакомы для совместной прогулки на автомобиле. Кэрол, славившаяся не только красотой и сексапильностью, но и остроумием вкупе с отличным чувством юмора, согласилась на променад. Через 20 минут Кэрол поняла, что они ездят кругами вокруг отеля «Беверли Уилшер» и без обиняков спросила, в чем причина такой «ограниченности» маршрута? «Я здесь живу, - прозвучало в ответ. - Поднимемся ко мне в номер?» Не будь она Кэрол Ломбард, если бы не ответила: «Ты что, думаешь, что ты Кларк Гейбл?» Герой оценил ироничный «выпад» по достоинству и решил больше не отпускать ее от себя ни на шаг.

А вскоре, в день святого Валентина, Кларк получил замечательный подарок, совершенно в духе Кэрол - старый «Форд», купленный шутницей за 15 долларов. Кэрол не поленилась выкрасить развалюху в белый цвет, снабдив «лепоту» алыми сердечками и надписью «Ты сводишь меня с ума». Гейбл не остался в долгу: пригласил избранницу на ужин, а когда та появилась на свидании в роскошном шиншилловом манто, ее ждал все тот же «старина Форд». И на скорости 10 миль в час парочка, хохоча, отправилась развлекаться...

Странный это был альянс: сдержанный и спокойный Кларк и «взрывоопасная» Кэрол. В киношной тусовке Ломбард прославилась несдержанностью языка, проще говоря, ругалась, как портовый грузчик. Сочетание ангельской внешности с непечатной лексикой было убойным для одних, но обворожительным для Гейбла. А Кэрол всякий раз после очередной порции ругательств невинно молвила: «Если вы привлекательная блондинка, вам лучше знать подобные слова. Ничто другое так здорово не ставит мужчин на место!»

В 1939 году последовал развод Гейбла с Реей Ленгхэм и, как следствие, брак с Кэрол. Кларк наконец-то был абсолютно счастлив, заполучив в законные жены женщину своей мечты. Истории известно немного столь нежных семейных союзов: супруги называли друг друга «мамочка» и «папочка», она была неистощима на шутки, которые Гейбл покорно сносил и «в наказание» брал ее с собой на охоту и на рыбалку. Да, они почти никогда не расставались...

Лишь одно омрачало счастье - отсутствие детей. Пара неустанно трудилась над созданием наследника, но тщетно. И, конечно, Кэрол не могла не ревновать Гейбла, зная, как он притягателен для женщин. Кларк горячо любил жену, однако не мог стать «мужчиной для одной женщины». Поэтому время от времени святое семейство сотрясали скандалы, когда до Кэрол доходили слухи о небезгрешном поведении мужа на съемках очередного фильма.

...Шел третий год их брака, когда правительство штата Индиана попросило прислать кого-нибудь из Голливуда в поддержку кампании по выпуску облигационного займа, и Кларк посоветовал жене включиться в агитацию. Мероприятия прошли успешно, Кэрол возвращалась домой, но попасть в объятья любимого мужа ей не было суждено: самолет, на борту которого летела актриса, врезался в гору... Все могло бы быть по-другому, выбери она поезд. Но Кэрол отчаянно торопилась домой, к Кларку, которого ни на один день нельзя было оставлять одного. Друзья посоветовали кинуть монетку, выпала решка, а значит, самолет...

Кларк отправился на поиски тела любимой и едва не погиб сам. Единственным, что удалось найти, были серьги с бриллиантами и рубинами, которые он подарил Кэрол на рождество. Ох, Кэрол-Кэрол, обещала быть рядом всегда, а сама ушла бесследно...

После трагедии Гейбл долго пил, как дьявол, потом ушел в армию, в авиацию, хотя с детства боялся высоты, а смерть Кэрол лишь усугубила фобию. Кларк не просто победил страх, он дослужился до майора... Вот только тоску по погибшей жене преодолеть не удалось.

В поисках утраченного

Остаток жизни Кларк провел в поисках второй Кэрол. Он вновь связал себя супружескими узами с Сильвией Эшли, но они оказались непрочными. Получив развод, Гейбл заявил, что был мертвецки пьян, когда предлагал Сильвии выйти замуж.

Он заводил бессчетное множество любовных связей, не обойдя стороной будущую княгиню Монакскую Грейс Келли. Несмотря на 28 лет разницы в возрасте, парочка купалась голышом в африканском озере Виктория и каталась на джипе. А вернувшись из Африки, Гейбл порвал отношения с Грейс и попросил охранника не пускать к нему настойчивую актрису.

В 54 года Ретт Батлер всех времен и народов женился в последний раз. Пятой «миссис Гейбл» стала Кей Спрекелс, старавшаяся во всем походить на Кэрол Ломбард. Усилия не прошли даром: Кларк остепенился и поселился с супругой и двумя ее детьми на ранчо. Похоже, что с Кей Кларку наконец повезло: именно она стала матерью его единственного сына.

Одним из последних желаний актера было услышать, как бьется сердечко его наследника, но в ноябре 1960 года Уильям Кларк Гейбл  ушел из жизни...