Зубки — жемчуг, а губки — коралл…

«Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…»

«Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…»

Устами своего далеко не самого любимого героя Лермонтов объяснил загадку женского обаяния. А изюминкой женских чар всегда была улыбка. Радостная или серьезная, добрая, ироничная или смущенная, виноватая, сочувственная, естественная или искусственная, открытая, загадочная, целомудренная или развязная, победная или жестокая, улыбка может и украсить, и испортить лицо.

Мастером «классификации» улыбок в русской литературе, безусловно, был Лев Толстой. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к её отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка…»

«Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющейся фальшивой улыбкой красивой женщины, с которою она вошла в гостиную»…

«То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой…»

«…Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». Естественность, так ценимая автором, всегда просвечивает в том, как он описывает своих персонажей, потому даже мимические движения лица у него становятся важной характеристикой.

Красивая улыбка тем не менее во все времена была атрибутом прекрасной дамы: «Это одна из тех женщин, которые производят всеобщее восторженное изумление, когда являются в обществе. Она хороша до невозможности: росту высокого, брюнетка, с чудными, почти совершенно черными глазами, стройная, с могучею, дивною грудью. Ее плечи и руки — античные, ножка соблазнительная, поступь королевская. Она сегодня немного бледна; но зато ее пухленькие алые губки, удивительно обрисованные, между которыми светятся, как нанизанный жемчуг, ровные маленькие зубы, будут вам три дня сниться во сне, если хоть раз на них взглянете». Это портрет Зины из повести Достоевского «Дядюшкин сон».

«Маргарита закрыла глаза, потом глянула еще раз и бурно расхохоталась. Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась. На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы». А это знаменитая героиня романа Булгакова.

Что между ними общего? Их разделяет столетие, но улыбку их блистательной делают… жемчужные зубы, которые и «оскалить» не стыдно. И если во времена Достоевского некрасивую улыбку можно было прикрыть веером или «занавесить» вуалью, то в наше время на страже наших улыбок стоят эстетическая стоматология и ежедневный правильный уход за зубами.