Уже поутихли споры о вреде или пользе ГМО, газеты и журналы почти не пугают читателей коллажами из рыб и помидоров. Только слишком крупные и яркие, как с картинки, фрукты и овощи на прилавках иногда вызывают наше подозрение, да зеленые значки «не содержит ГМО» на некоторых упаковках заставляют задуматься: а что, если, например, хлеб или йогурт конкретной марки не содержит ГМО, то все остальные — содержат?
Это вам не селекция
Генетически модифицированные организмы — это растения, бактерии или животные, в которые были искусственно вживлены гены других организмов. У ГМ-растений повышается урожайность, устойчивость к пестицидам, сопротивляемость вредителям, их плоды дольше хранятся, могут быть более питательными. При этом главное отличие генной инженерии от селекции в том, что в последней перенос генов осуществляется между близкородственными растениями, а генная инженерия позволяет перенести в растение гены из любого организма. Так, например, общеизвестны случаи, когда в томат пересадили ген североатлантической камбалы, а в картофель — ген скорпиона.
ГМО применяется и в медицине. Например, при помощи трансгенной бактерии производится человеческий инсулин.
Трансгенные томаты, сливы и… газоны
Первые трансгенные продукты были разработаны американской фирмой «Монсанто» в конце 80-х годов и с тех пор уверенно распространяются по всему миру. Как рассказывает заведующая лабораторией Института питания РАМН Надежда Тышко, самая популярная ГМ-культура в мире — соя (на ее долю приходится половина всей площади возделывания ГМО), на втором месте — кукуруза, далее хлопок и рапс. Кроме того, выращивают трансгенные картофель, помидоры, сахарную свеклу, папайю, рис, дыню, тыкву, красный цикорий, пшеницу, сливу, лен, гвоздику и полевицу болотную — траву, которой засаживают газоны и используют как корм для скота.
Основные производители ГМ-продукции — несколько крупных корпораций США, Аргентины, Канады, Бразилии, Индии и Китая. Всего ГМ-культуры возделывают в 29 странах. В России выращивание ГМО не разрешено (нет запрета, но нет и разрешения, поскольку отсутствует процедура — порядок действий, которые надо выполнить, чтобы получить возможность выращивания того или иного вида ГМ-растений). Однако в нашу страну можно ввозить ГМ-сою, картофель, кукурузу, рис и сахарную свеклу, а также продукты, которые содержат полученные из этих культур компоненты.
Есть или не есть?
«Научный мир разделился на две группы: одни считают трансгенные продукты безвредными и даже полезными, другие уверены в их потенциальной опасности, — говорит директор Общероссийской ассоциации генетической безопасности Елена Шаройкина. — Пока не доказано, что ГМО опасны для человека, зато очевидно, что они могут нанести вред природе». Так, например, происходит переопыление ГМ-растений с дикорастущими. В результате ГМО могут вытеснить существующие в природе виды.
Также опыты свидетельствуют, что трансгенные продукты опасны для млекопитающих. Независимые эксперименты британского профессора Арпада Пустая из исследовательского института Роуэтта показали, что ГМ-картофель вреден для крыс. У нас в стране широко известно стало исследование Ирины Ермаковой: ученая кормила ГМ-соей подопытных крыс и не получила второго поколения. «Мы повторили этот опыт в институте им. Северцева на джунгарских хомячках, стараясь учитывать все ошибки, на которые позже указали Ермаковой коллеги, и не получили на этот раз третьего поколения. Конечно, прямую параллель с воздействием ГМО на человека проводить нельзя, но очевидно, что трансгенные продукты представляют опасность для млекопитающих», — комментирует эксперимент коллеги директор ОАГБ.
«В Евросоюзе на продукты, содержание ГМО в которых больше 0,5 процента, наносится специальная маркировка, — продолжает Елена Шаройкина. — И там, в отличие от нашей страны, запрещено использование ГМО в детском питании. В России же закон о маркировке принят, но производителями, по сути, не соблюдается. Мы проводили свои исследования, и ни разу, когда в продукте были обнаружены трансгенные компоненты, на упаковке не было соответствующего предупреждения. А в США и Австралии, например, такого понятия, как маркировка ГМ-продуктов нет вообще. И если Россия вступит в ВТО, для нас этот закон также не будет обязательным».
Кстати, «модифицированный крахмал», который часто добавляется в соусы и кетчупы, как рассказала Елена Шаройкина, к ГМО отношения не имеет — он просто получен искусственным путем. Но как же отличить трансгенный продукт? Возможно, стоит искать надпись «не содержит ГМО», которой наши производители любят украшать и бутылки минералки, и банки с селедкой?
«В данном случае это скорее маркетинговый ход. Производители просто используют наши страхи, размещая эту надпись в том числе и на тех продуктах, где ГМО не может быть в принципе. На самом деле она вообще ничего не гарантирует», — уверена Елена Шаройкина.
От ГМО подальше
Пока ученые увлечены опытами и жаркими спорами, а владельцы транснациональных компаний подсчитывают доходы, каждому из нас предстоит решить для себя вопрос, как относиться к ГМ-продуктам. Кто-то фанатично изучает этикетки, а кто-то махнул рукой и ест все, что ему продают: мол, жизнь сама по себе вредная штука. «Мы проводим большую часть жизни в мегаполисе с ужасной экологией, едим пищу, качество которой по многим параметрам оставляет желать лучшего, так стоит ли бояться ГМО, если их вред не доказан?», — так объясняет свое равнодушие к проблеме один мой знакомый.
Но как же быть тем, кто настороженно относится к ГМ-продуктам и не хочет употреблять их в пищу?
Во-первых, постарайтесь исключить все продукты, которые могут содержать сою, так как чаще всего именно она бывает модифицированной. Также избегайте пищи, где есть компоненты на основе сои (соевая мука, сыр тофу, лецитин Е322) и на основе кукурузы (кукурузная мука, масло, крахмал). Картофель выбирайте отечественный, а кукурузу, по возможности, венгерскую — там выращивание ГМО запрещено. Сахар лучше покупать тростниковый, коричневый — он, кстати, и вкуснее, и полезнее. Правда, дороже (зато будет повод вообще снизить употребление сахара).
Но какое бы решение вы ни приняли, изводить себя страхами и доводить боязнь ГМО до паранойи не стоит. Если вредность ГМО еще не доказана, то факт, что нервные клетки не восстанавливаются, сомнению не подлежит.
Фото: East News