Женщина и брюки: с чего все началось

Каблук-рюмка, манжеты с оборками, тонкая папироса в правой руке... Облачившись в брючный костюм, Сара Бернар бросила обществу вызов.

Каблук-рюмка, манжеты с оборками, тонкая папироса в правой руке... Облачившись в брючный костюм, Сара Бернар бросила обществу вызов.

 

К концу XIX века женщина, казалось, использовала почти все возможности наиболее полно показать красоту своего тела. Руки, плечи и даже щиколотки открывали не только платья гризеток легкого поведения, но и наряды состоятельных персон. Надеть вариацию на тему современных брюк (которые, к слову, вошли и в мужской гардероб только в начале XIX века) могла позволить себе только юная барышня во время увеселительного карнавала. Хотя если верить легендам о беспокойном нраве королевы Марии Антуанетты, то именно она первой решилась выйти в свет в мужских бриджах. Более настойчиво продвигала шуточную идею «войны» за мужской костюм русская императрица Елизавета Петровна. На знаменитые разгульные маскарады при дворе женщинам предписывалось являться в панталонах, в жилетках и плащах. Брюки в современном виде еще долго оставались в безвестности.

Но вот пришел тот час, когда на сцену «Комеди Франсез» вышла Сара Бернар. Французскую актрису обвиняли в том, что ей недоставало таланта, однако тонкий вкус с лихвой восполнял этот недостаток. В то время пока театральные критики выискивали погрешности в игре французской актрисы, женщины с интересом рассматривали брючные костюмы госпожи Бернар. В коротком фильме Клемана Мориса «Дуэль Гамлета» она исполняла ведущую роль, которая вынуждала актрису одеваться в мужское платье. Во Франции, тем не менее, действовал запрет на ношение женских брюк, вошедший в силу еще при Наполеоне. Письменно утвержденный, он предупреждал о том, что каждая женщина, которой вздумается одеться по-мужски, должна получить на то особое разрешение.

К концу XIX века запрет на ношение брюк выглядит уже откровенным атавизмом. Даже аристократ барон Пьер де Кубертен обращается к французской нации с призывом дать женщине свободу заниматься спортом вместо того, чтобы проводить пустые часы в светских салонах. Главным новшеством становятся бриджи чуть ниже колена, специально созданные для катания на велосипеде. Спортивная барышня может носить такие под широкую юбку, скрыв щиколотки под плотными чулками, не опасаясь кривотолков об излишней смелости своего костюма. Для занятий теннисом, конной выездкой тоже нужна была подходящая форма. О практичных брючных костюмах задумываются лишь спортсменки. Впрочем, несколько лет спустя богемный художник костюма Поль Пуаре предложит своим подругам восточные панталоны из летящих тканей. Париж захватит мода на азиатскую и вообще восточную экзотику, которая непременно будет включать и женские брюки. Состоятельные и смелые с особым шиком носят шелковую пижаму и длинный, минималистичного дизайна халат.

ХХ век выводит в авангард моды тех, кто не боится суждений окружающих. Жорж Санд, а вслед за ней и Марлен Дитрих удостаиваются громкого порицания публики, когда выходят в общество в брюках. В 1930 году на экранах появляется фильм «Морокко». Дитрих твердым шагом переходит из кадра в кадр в смокинге и широких черных брюках, схваченных на талии шелковым поясом. Год спустя в картине «Обесчещенная, или агент X-27» она шокирует зрителей костюмом из черной кожи — узкой курткой и брюками, которые к тому же небрежно, по-мужски заправлены в широкие голенища. Революционное предложение сменить изящество на практичность, как и моду на короткие стрижки, часто предписывают также и Габриель Шанель.

После Второй Мировой женский брючный костюм выходит далеко за пределы богемных гостиных. Широкие брюки с высокой талией и аккуратной стрелкой дополняются туфельками на среднем каблуке и светлой рубашкой. Именно так одевается вне съемочной площадки голливудская дива Кэтрин Хэпберн. Всегда утонченная Грейс Келли позирует в капри из плотного шелка. На бедрах таких брюк часто расположены небольшие карманы.

К середине ХХ века в моду вошли чуть укороченные брюки с завышенной талией. Они шли только подтянутым, стройным девушкам, но популярный тренд захватил сначала Европу, а затем и пуританскую Америку. Одной из ходовых расцветок стала клетка. В советских журналах конца 50-х можно найти лишь вариации на тему «скиорского» костюма — широкой курточки до середины бедра и просторных штанов для бега на лыжах. В Штатах женщины впервые надевают свободные брюки из денима. Постепенно наступает эра современных трендов, все чаще замещающих платья практичными, но такими скучными джинсами.

Фото: East News