Кулинарные киношедевры Чарли Чаплина

Могут ли булочки танцевать? Как приготовить суп из ботинка? Что делать с длинной макарониной? Эти сцены с едой в исполнении Чарли Чаплина стали настоящей классикой мирового кинематографа.

В кино, как и в жизни, на фоне признаний в любви, выяснений отношений, разговоров о жизни и смерти, пустой болтовни, большого горя и маленького счастья люди готовят и едят. Встречи в кафе, семейные ужины, званые обеды, пикники на природе — типичные гастрономические эпизоды. Но порой сцены с едой становятся настоящей классикой мирового кинематографа. Эти кадры интересны и понятны, даже если вы не смотрели самого фильма; они любимы и восхищают, даже если вы видите их в десятый раз. Итак, кулинарные киношедевры Чарли Чаплина.

Танец булочек (фильм «Золотая лихорадка», режиссер Ч. Чаплин, 1925 год)

Content image for: 455376

Отрывок длится всего одну минуту, но этого времени Чарли Чаплину достаточно для того, чтобы создать шедевр: две булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора, а глаза, губы и брови самого актера придают танцу необычайную выразительность. На премьере фильма в берлинском кинотеатре «Капитоль» знаменитый танец булочек привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще раз. Справедливости ради надо заметить, что впервые насаженные на вилки булочки, имитирующие пару ботинок, появились еще в 1918 году в фильме Роско Арбакля «Повар». Вполне возможно, что сам Арбакль заимствовал этот номер у Чаплина, с которым они вместе работали на продюсера Мака Сеннета. Но именно в чаплинском исполнении «Танец булочек» получил всемирную известность.

В фильме «Бенни и Джун» (режиссер Джеримайя С. Чечик, 1993 год) герой Джонни Деппа пытается повторить этот танец, но вместо булочек у него на вилках хот-доги. Джонни Депп признавался: «Когда видишь этот танец, кажется, что это очень просто. Но это сложно. Очень сложно. Координация движений... А для Чаплина это было легко. Он придумал это и сделал. Лично я пытался научиться этому недели три, если не месяц. Дело не только в руках. Дело в нем самом, в его движениях».

Ботинок на обед (фильм «Золотая лихорадка», режиссер Ч. Чаплин, 1925 год)

Content image for: 455376

Русский солдат сварил кашу из топора, а Маленький Бродяга, герой Чарли Чаплина, приготовил на обед ботинок. О рождении замысла великий комик рассказал в книге «Моя автобиография»: «Как ни парадоксально, но в процессе создания комедии смешное рождается из трагического; вероятно, потому что смех — это вызов судьбе: мы смеемся, сознавая свою беспомощность перед силами природы... смеемся, чтобы не сойти с ума. Я прочел книгу об отряде Доннера, который по пути в Калифорнию сбился с дороги и был застигнут бураном в горах Сьерры-Невады. Из ста шестидесяти человек остались в живых только восемнадцать — почти все погибли от голода и холода. Некоторые не остановились перед людоедством, поедая мертвецов, другие варили мокасины, чтобы как-нибудь обмануть голод. И вот эта жуткая трагедия подсказала мне один из самых смешных эпизодов фильма. Изнемогая от голода, я варю свой башмак и съедаю его, обсасывая гвозди, словно косточки нежного каплуна, а шнурки уписываю, как итальянские спагетти».

Конечно, ботинки на съемках были не настоящие, а бутафорские, сделанные из лакрицы. Но сколько их было съедено, сказать сложно: эпизод снимался три дня и потребовал шестьдесят три дубля.

Невероятно длинные спагетти (фильм «Огни большого города», режиссер Ч. Чаплин, 1931 год)

Только наивный, чуть подвыпивший герой Чарли Чаплина может принять за спагетти серпантин и есть его в надежде, что он когда-нибудь все-таки закончится. Как известно, звуковое кино Чаплин принял не сразу: даже «Огни большого города» фильм немой (хотя и снят после окончания эпохи немого кино), но уже сопровождается звуковыми эффектами и музыкой. В сцене со спагетти именно благодаря звучанию обыгрывается одно из правил спагетти: «Втягивая концы спагетти в рот, старайтесь не издавать громких звуков».

Кормящая машина (фильм «Новые времена», режиссер Ч. Чаплин, 1936 год)

Content image for: 455376

Оказывается, техника может понадобиться не только для приготовления пищи, но и для самого процесса ее употребления. Например, чтобы рабочим не отвлекаться на обеденный перерыв и продолжать работать даже во время него, Чарли Чаплин изобрел для них «Кормящую машину». Не в реальности, конечно, а на экране. «Кормящая машина» — это одновременно и сатира на технический прогресс, и символ новых времен бездушного капиталистического производства. В своей автобиографии Чаплин вспоминает, что «кормящую машину», этот «агрегат для экономии времени» он придумал после беседы с репортером, который рассказал ему о конвейерной системе, доводящей здоровых молодых людей до нервного расстройства.

«Новые времена» — последний фильм, в котором Чаплин предстает в образе Маленького Бродяги. Здесь он становится одним из миллионов рабочих, и, конечно, именно на нем испытывают «Кормящую машину». Героя привязывают к аппарату, и механические «руки» начинают кормить его супом, мясом, вареной кукурузой, как вдруг сложный механизм разлаживается…