Опера «Борис Годунов»: скандальная постановка Грэма Вика

Режиссер-новатор перенёс "Бориса Годунова" в наше время: с ОМОНом, парламентом, джинсами и лозунгом «Perestro и Kа».

«Борис Годунов» в мире оперы – не просто одно из всем известных названий, а самый настоящий «русский бренд», который пользуется огромной популярностью на Западе. Еще бы: с привлекающим зрителя местным колоритом в опере М.П. Мусоргского все в порядке, разве что медведи на балалайках не играют. Все остальное на месте – и бояре, и палаты, и колокольный звон, и настоящий русский царь.

Content image for: 468958

Интересно, что первым слушателям оперы ее подчеркнутые народность и русскость казались скорее недостатками. Именно поэтому долгое время опера «Борис Годунов» чаще исполнялась в «причесанной» редакции Н.А. Римского-Корсакова, чем в «непричесанной» Мусоргского.

В этом году Мариинский театр поставил интереснейший эксперимент – взял самый старый музыкальный текст «Бориса Годунова» (первую авторскую редакцию) и отдал в руки режиссера-новатора Грэма Вика, большого любителя переносить все и вся в современный мир. Получилось нечто чрезвычайно любопытное – с ОМОНом, парламентом, джинсами и лозунгом «Perestro и Kа». И все это, по словам Вика, не только про Россию. С легкой руки английского режиссера самая русская опера обретает новую жизнь.

К историческим событиям, которые легли в основу оперы, Вик подходит со своей меркой. «История невероятно субъективна, – говорит он. – История – это ложь. Она основывается на правде, но с огромными преувеличениями и туманными домыслами». Такая позиция позволяет Вику обращаться с доверенным ему материалом на удивление свободно, и дело не только в том, что боярам выдали мобильники: по-своему Вик видит и главного героя – человека сложного, многогранного, несчастного.

Итак, к чему нужно быть готовым, если вы собираетесь смотреть «Бориса Годунова» в Мариинском театре?

Во-первых, к отсутствию «польского акта», Марины Мнишек и сцены под Кромами. Всего этого не было в первой редакции оперы, написанной в 1869 году. Зато в ней есть сцена у собора Василия Блаженного, исключенная из второй редакции.

Во-вторых, к прекрасному исполнению вокальных партий: Бориса Годунова поет заслуженный артист России Евгений Никитин, Самозванца – Сергей Семишкур, Шуйского – заслуженный артист России Евгений Акимов, Щелкалова – Алексей Марков, Юродивого – Андрей Попов. Есть и еще один человек, связанный с новой постановкой «Бориса Годунова» и известный даже людям, бесконечно далеким от оперы. Это Валерий Гергиев, всемирно известный дирижер, художественный руководитель–директор Мариинского театра, болельщик «Зенита» и «Алании». В 2012 году он снова дирижирует оперой «Борис Годунов».

В-третьих, к смелым экспериментам Грэма Вика.

По вкусу ли вам придется получившийся коктейль? Идите в Мариинку – там и узнаете!