Светский мир дрожит от бушующих недель моды. В Нью-Йорке сумасшедшая бабушка Бетси Джонсон опять кувыркалась на подиуме. В Лондоне любимцы стилистов Meadham Kearchhoff выпустили на потеху публике каких-то развратных учительниц, которых атаковали мужские галстуки-бабочки. Моя мама, заслуженный медицинский работник и ветеран труда, актуальные показы не жалует: «Пусть Анита Цой выходит из дома в прозрачном купальнике и в белом пальто, мне не положено!» Но Анита Цой — тоже ветеран труда, ее труд — выглядеть нелепо даже в супердорогих дизайнерских нарядах. Над этим наверняка работает команда русских специалистов, которой Запад не указ. Тогда кому все это нужно? Неужели громкие шоу и авторитетные имена для нас — парад пришельцев, что-то очень занятное, но абсолютно несовместимое с жизнью на Земле?
Сразу предупреждаю: я на стороне пришельцев. Пусть они захватят всех (особенно женщин в метро и лауреатов фестиваля «Песня года») — хуже не будет. Потому что модные показы далеко не только про кружевное боди в комплекте с пальто и совсем не про костюм Леди Гага. Я перелистываю образ, который по-английски называется showstopper, и показываю маме отличные брюки. «Смотри, замечательно же, и форма твоя!». «Ага», — отвечает мама. «И они понятно-бордовые, а не цвета какашек пуделя, как штаны Земфиры Анатольевны». Соглашается. Краснеет.
Русские женщины, замученные бесконечной борьбой с обстоятельствами, привыкли, что их красота — тоже жертва обстоятельств. Работать с ней невозможно. Пока не придут Лисовец с Зайцевым, пока не закуют в утягивающее белье, не расчешут брови, не выберут платье-баллон, лучше уж пусть все будет по старому — серый верх, черный низ. Вы безуспешно ждете этих, а к вам уже давно пришли те. Те в своих европах и америках устраивают модные показы, не для того чтобы унизить простых женщин, а для того чтобы, «развлекая — поучать».
С развлечением, правда, будут серьезные проблемы. Наш народ полет чужой фантазии (как и чужая безусловная красота и молодость) скорее настораживает (а часто и вовсе злит!), но — не удивляет. Тем лучше! Можно быстрее перейти к главному — к обучению. Начать читать между строк.
Вот например, в один день с показом, на котором, пытаясь попасть в сводки канала Euronews, из последних сил кувыркалась сумасшедшая Бетси Джонсон, случилось шоу у бабушки покруче — Дианы фон Фюрстенберг. Там никто не кувыркался. Одежда DVF не про злободневность, а про сексуальность и хитрость (что очень часто оказывается одним и тем же). Некогда она придумала платье-халат из джерси — незаменимую вещь для большинства женщин. И ее любовь к аляповатым принтам оказалась вовсе не сумасшествием, а зовом здравого смысла — даже самые гигантские веселые цветы на ее платьях способны поставить на место и грудь, и попу, и талию.
Диана женскую красоту понимает во многом даже лучше, чем вечные жрецы искусства моды — дизайнеры-геи. Она на красоте сколотила немалое состояние: сначала была музой клуба Studio 54, потом один раз удачно развелась, в общем, несколько десятилетий строила свою империю с помощью удачной демонстрации ножек и зоны декольте. Кто, как не она, может научить других женщин одеваться так, чтобы у мифического олигарха или реального коллеги по работе «это самое, увидев вас, приподнялось и выплюнуло денежку» (копирайт Авдотьи Смирновой).
Я считаю, что к сводкам с показов нужно подходить с математической практичностью и холодным сердцем. Скажем, 10 слайд-шоу в день. 500 образов. Плюс смена вектора ожиданий. Важно не доказать себе в очередной раз, что Марк Джейкобс сошел с ума, а понять, как он может быть полезен именно вам.
Прекрасный пример — работа с цветом. У большинства русских дам с этим жуткие проблемы. Когда им наконец-то хочется сбежать от траурного черного, они непременно вляпываются в грязные оттенки. Сразу и не поймешь: то ли это серый, то ли коричневый, то ли потемневший от плохого обращения зеленый. А к торжественным случаям из шкафа вынимается единственная Цветная (с большой буквы "Ц") вещь — визгливо-розовое платье или тревожно-голубой костюм. Но ведь для того, чтобы заставить себя (и других) улавливать нюансы, правильные оттенки и сложные сочетания, нужно вдохновляться не кладбищенскими венками, а советами профессионалов. Один образ на показе американца Peter Som может подсказать направление для всего гардероба. И не важно, что у модели совсем не такие ноги, как у вас. Можно замешать на себе такой цветовой коктейль, что факт этот никого волновать не будет.
Считайте этот мониторинг трендов разновидностью модного фитнеса. От вас требуется лишь любопытство и прилежание. Заставьте себя замечать полезное сквозь чужое сумасшествие. Да, у них на голове шляпы гуманоидов. Да, такие ботфорты носят только проститутки в американских фильмах. Да, у моделей снова торчат соски. Да, ваши тоже ничего, но вы не можете себе такое позволить. Но ведь дизайнеры сами говорят, что эти образы нарочиты, концентрированны. Их нельзя воспринимать буквально, скорее это вдохновение. Вы же, когда в музее картины смотрите, не оцениваете их с точки зрения того, что повесили бы у себя дома. Караваджо, например, к персиковым обоям не подходит, но как-то глупо перестать его из-за этого уважать.
Да, эти модели опять худые. Да, их долго гримировали и расчесывали. Да, это все стоит дорого. Стоп. Вы чуть не выбросили такой же жакет. И на брюки эти облизываетесь в «Заре» уже вторую неделю. И, кстати, этот образ не выглядит так уж вызывающе. Особенно после того странного показа, где все ходили в трусах (вот для чего он был нужен, для контраста!). Возможно, коллеги несколько удивятся — вы изменили черным джинсам, декорированным кошачьей шерстью, и вымыли голову. Но вы-то у себя одна! Вас весь вечер убеждали в этом некий Ашиш и, как его там, Эмилио Де Ла Морена.
Фото: REX/FOTODOM.RU, SipaPress/FOTODOM.RU, M.Madeira/Fotolink, Legion-Media.ru