Модные жулики: как украсть миллион

Как-то раз редактор глянцевого журнала, которая постоянно посещает недели моды в разных столицах, вернулась в Москву и стала восторженно рассказывать об одном показе.

Как-то раз редактор глянцевого журнала, которая постоянно посещает недели моды в разных столицах, вернулась в Москву и стала восторженно рассказывать об одном показе. Она поперхнулась, когда увидела платье из него на своей подруге, и стала приставать к ней с единственным вопросом: как у той получилось заполучить вещь прямиком с подиума. Подруга в ответ молчала и загадочно улыбалась. Только гораздо позже работница глянца раскрыла секрет практически идентичного платья — это была Zara!

Рекламная кампания Roberto Cavalli; лукбук Zara
Рекламная кампания Roberto Cavalli; лукбук Zara

Современный феномен «быстрой моды» (fast fashion) продолжает расти. Теперь все уже успели привыкнуть к ритмам, которые задают остальным производителям одежды Topshop, Mango, H&M и другие. Мода сегодня стала типичным фастфудом. Новая коллекция появляется в магазине каждые две недели. Не успели мы увидеть главные тенденции сезона на показах люксовых марок в Париже, Милане и Лондоне, как они тут же начинают мелькать в среде демократичных брендов. Мы покупаем вещь, носим ее один сезон и потом, как использованный пластиковый стаканчик, выкидываем без особого сожаления.

И все вроде бы счастливы (кроме люксового сегмента, у которого уводят клиентов). Однако в ноябре этого года на сайте «Гринписа» появился доклад несколько тревожащего содержания. Сообщалось, что некоторые бренды масс-маркета используют в производстве токсичные материалы, которые могут вредить людям. «Зеленые» и антиглобалисты (эти всегда готовы обвинить производителей в бесчеловечных условиях труда на фабриках в Азии и Латинской Америке) немедленно начали протестовать возле магазинов по всему миру — и добились своего. H&M, Marks&Spencer и многие другие почти сразу пообещали, что поставят все под «химический контроль» уже зимой 2013 года.

Лукбук Zara; рекламная кампания Balmain
Лукбук Zara; рекламная кампания Balmain

Когда жена американского президента, Мишель Обама, спокойно заявляет на телевидении о том, что она покупает одежду в универмаге Target, трудно представить себе большую степень близости к народу. Благодаря fast fashion произошла демократизация моды, о которой повсеместно говорят. Нет ничего плохого в том, что модные вещи стали доступны всем, а их астрономические цены стали гораздо приземленнее. В конце концов поло, которые выпускают демократичные марки, по сути, ничем не отличаются от поло Lacoste. Разве что ценой и отсутствием значка с зеленым крокодилом. Еще поблагодарить все тот же H&M стоит хотя бы за то, что в их коллекциях есть человеческие размеры, а не пресловутые модельные 90—60—90.

Доступные тренды и бренды привели к тому, что в последние годы появилось так много модных блогов. Блогер Сьюзи Баббл признается, что обожает приходить в магазин Topshop и снимать некоторые образы для своего сайта прямо там: «У них здесь столько всего! Чтобы собрать похожий образ мне пришлось бы обежать не меньше четырех бутиков,á а тут все тенденции собраны в одном месте».

Показ Barbara Bui; лукбук Zara
Показ Barbara Bui; лукбук Zara

Люкс все больше осознает, что бороться с масс-маркетом и «быстрой модой» придется их собственными методами. Растущее число дизайнеров запускает круизные коллекции, которые выходят в промежутке между летними и зимними. Кроме того, большие имена в мире моды намерены яростно защищать свою интеллектуальную собственность. Ранней ласточкой стал судебный процесс против молодежной марки Forever21, которую Diane von Furstenberg и Anna Sui обвиняют в плагиате. Диана фон Фюрстенберг, к слову, сражается не с одним Forever21. У нее есть знаменитое платье с запáхом, на создание которого ее вдохновил развод с принцем Эгоном фон Фюрстенбергом. «Обычно сказка заканчивается тем, что девушка выходит замуж за принца… Что ж, моя сказка с развода только началась!» Фюрстенберг до сих пор продает около 25 тысяч экземпляров платья в неделю. Неудивительно, что именно его многие марки быстрой моды взяли за образец и создали почти идентичные вещи. Пусть эта Диана уже больше не принцесса, зато ее сказка стала доступна многим девушкам по всему миру.   

Тренды сегодня ценятся больше, чем качество и мастерство. Немного жаль, что большая часть вещей не выдержит испытания временем и, скорее всего, в будущем не у всех маленьких девочек будет то самое «платье из бабушкиного сундука» — оно просто столько не проживет. Мне повезло — от мамы мне досталось чудесное французское платье, за которым она стояла холодной зимой в очереди, с талоном. Пусть стоит оно не так много, как винтаж от Givenchy или Chanel, но это, пожалуй, самая дорогая мне вещь во всем гардеробе.

Лукбук Zara; показ Prada
Лукбук Zara; показ Prada

Ускорение темпов моды означает, что тенденции тоже сменяют друг друга быстрее. От свистопляски принтов, стилей и пестрых предметов одежды мода теряет заключенный в ней элемент искусства. Оно пока еще живет на подиумах, но неизвестно, как долго там удержится. Яркий пример — коллаборации известных дизайнеров с демократичными марками. Взять хоть недавнюю Maison Martin Margiela с H&M. Мартин Маржела был концептуальным маэстро деконструктивизма, который никогда не общался с прессой, потому что хотел, чтобы его работы говорили за него. Его имя не стояло даже на одежде — все бирки были просто белыми. В 2009 году он ушел из созданного им бренда. Прошло три года, и что мы видим теперь? Гигантские H&M x MMM на рекламных плакатах! То, чего никогда не могло случиться, все-таки произошло. Популяризация культуры или крушение идеалов?

«Выживает сильнейший» — этот принцип действует и здесь. Fast fashion  является своеобразным  двигателем эволюции и прогресса. Она заставляет весь рынок одежды работать быстрее, постоянно подстегивая конкуренцию. Делает она это недорого, но тем не менее сердито.

Фото: All Over Press; архивы пресс-служб