Как-то раз редактор глянцевого журнала, которая постоянно посещает недели моды в разных столицах, вернулась в Москву и стала восторженно рассказывать об одном показе. Она поперхнулась, когда увидела платье из него на своей подруге, и стала приставать к ней с единственным вопросом: как у той получилось заполучить вещь прямиком с подиума. Подруга в ответ молчала и загадочно улыбалась. Только гораздо позже работница глянца раскрыла секрет практически идентичного платья — это была Zara!
Современный феномен «быстрой моды» (fast fashion) продолжает расти. Теперь все уже успели привыкнуть к ритмам, которые задают остальным производителям одежды Topshop, Mango, H&M и другие. Мода сегодня стала типичным фастфудом. Новая коллекция появляется в магазине каждые две недели. Не успели мы увидеть главные тенденции сезона на показах люксовых марок в Париже, Милане и Лондоне, как они тут же начинают мелькать в среде демократичных брендов. Мы покупаем вещь, носим ее один сезон и потом, как использованный пластиковый стаканчик, выкидываем без особого сожаления.
И все вроде бы счастливы (кроме люксового сегмента, у которого уводят клиентов). Однако в ноябре этого года на сайте «Гринписа» появился доклад несколько тревожащего содержания. Сообщалось, что некоторые бренды масс-маркета используют в производстве токсичные материалы, которые могут вредить людям. «Зеленые» и антиглобалисты (эти всегда готовы обвинить производителей в бесчеловечных условиях труда на фабриках в Азии и Латинской Америке) немедленно начали протестовать возле магазинов по всему миру — и добились своего. H&M, Marks&Spencer и многие другие почти сразу пообещали, что поставят все под «химический контроль» уже зимой 2013 года.
Когда жена американского президента, Мишель Обама, спокойно заявляет на телевидении о том, что она покупает одежду в универмаге Target, трудно представить себе большую степень близости к народу. Благодаря fast fashion произошла демократизация моды, о которой повсеместно говорят. Нет ничего плохого в том, что модные вещи стали доступны всем, а их астрономические цены стали гораздо приземленнее. В конце концов поло, которые выпускают демократичные марки, по сути, ничем не отличаются от поло Lacoste. Разве что ценой и отсутствием значка с зеленым крокодилом. Еще поблагодарить все тот же H&M стоит хотя бы за то, что в их коллекциях есть человеческие размеры, а не пресловутые модельные 90—60—90.
Доступные тренды и бренды привели к тому, что в последние годы появилось так много модных блогов. Блогер Сьюзи Баббл признается, что обожает приходить в магазин Topshop и снимать некоторые образы для своего сайта прямо там: «У них здесь столько всего! Чтобы собрать похожий образ мне пришлось бы обежать не меньше четырех бутиков,á а тут все тенденции собраны в одном месте».
Люкс все больше осознает, что бороться с масс-маркетом и «быстрой модой» придется их собственными методами. Растущее число дизайнеров запускает круизные коллекции, которые выходят в промежутке между летними и зимними. Кроме того, большие имена в мире моды намерены яростно защищать свою интеллектуальную собственность. Ранней ласточкой стал судебный процесс против молодежной марки Forever21, которую Diane von Furstenberg и Anna Sui обвиняют в плагиате. Диана фон Фюрстенберг, к слову, сражается не с одним Forever21. У нее есть знаменитое платье с запáхом, на создание которого ее вдохновил развод с принцем Эгоном фон Фюрстенбергом. «Обычно сказка заканчивается тем, что девушка выходит замуж за принца… Что ж, моя сказка с развода только началась!» Фюрстенберг до сих пор продает около 25 тысяч экземпляров платья в неделю. Неудивительно, что именно его многие марки быстрой моды взяли за образец и создали почти идентичные вещи. Пусть эта Диана уже больше не принцесса, зато ее сказка стала доступна многим девушкам по всему миру.
Тренды сегодня ценятся больше, чем качество и мастерство. Немного жаль, что большая часть вещей не выдержит испытания временем и, скорее всего, в будущем не у всех маленьких девочек будет то самое «платье из бабушкиного сундука» — оно просто столько не проживет. Мне повезло — от мамы мне досталось чудесное французское платье, за которым она стояла холодной зимой в очереди, с талоном. Пусть стоит оно не так много, как винтаж от Givenchy или Chanel, но это, пожалуй, самая дорогая мне вещь во всем гардеробе.
Ускорение темпов моды означает, что тенденции тоже сменяют друг друга быстрее. От свистопляски принтов, стилей и пестрых предметов одежды мода теряет заключенный в ней элемент искусства. Оно пока еще живет на подиумах, но неизвестно, как долго там удержится. Яркий пример — коллаборации известных дизайнеров с демократичными марками. Взять хоть недавнюю Maison Martin Margiela с H&M. Мартин Маржела был концептуальным маэстро деконструктивизма, который никогда не общался с прессой, потому что хотел, чтобы его работы говорили за него. Его имя не стояло даже на одежде — все бирки были просто белыми. В 2009 году он ушел из созданного им бренда. Прошло три года, и что мы видим теперь? Гигантские H&M x MMM на рекламных плакатах! То, чего никогда не могло случиться, все-таки произошло. Популяризация культуры или крушение идеалов?
«Выживает сильнейший» — этот принцип действует и здесь. Fast fashion является своеобразным двигателем эволюции и прогресса. Она заставляет весь рынок одежды работать быстрее, постоянно подстегивая конкуренцию. Делает она это недорого, но тем не менее сердито.
Фото: All Over Press; архивы пресс-служб