
Расчет любви не помеха
Любовь Орлова родилась в самой что ни на есть знатной семье. Ее отец имел отношение к тверской ветви Рюриковичей, а мать, дворянского происхождения, состояла в родстве с писателем Львом Толстым. Но об этом редко рассказывали, куда чаще родители хвалились тем, что заглянувший в гости певец Федор Шаляпин взял девочку на руки и предрек ей великое актерское будущее.

На самом деле это предсказание напрашивалось само собой. В семье царил культ музыки. Родители вместе с девочками часто музицировали, ставили спектакли. В семь лет Любу отдали в музыкальную школу, а позже она поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано, а также проучилась несколько лет на хореографическом отделении Московского театрального техникума.
Из-за трудного материального положения — а семья в годы революции растеряла почти все имущество — Любе не удалось окончить учебу. Чтобы сводить концы с концами, ей пришлось подрабатывать пианисткой в кинотеатрах. Тогда несостоявшаяся пианистка и представить не смела, что лично познакомится с актерами, которых видит на экране. К счастью, скоро подвернулась благоприятная возможность, и ее приняли хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко.
Однажды кто-то из знакомых привел за кулисы партийного чиновника Андрея Берзина. Берзин занимал высокую должность — заместителя Наркома земледелия. Такая должность сулила всевозможные материальные блага, поэтому роман Орловой и Берзина тут же окрестили «карьерным».
Любовь очень скоро познакомила солидного ухажера с родителями, и те всецело одобрили приятное знакомство. Вскоре сыграли свадьбу, и Любовь переехала жить к Андрею Берзину.
Благодаря «выгодному» браку дочери материальное положение семьи улучшилось, однако было бы неправильно говорить о расчете в чистом виде. Любовь отвергала других ухажеров, явно настроившись на долгую семейную жизнь с Берзиным. Возможно, этот брак, соединенный симпатией и амбициями одновременно, а значит, вдвойне крепкий, просуществовал бы куда дольше, если бы спустя четыре года Андрея Берзина не арестовали по делу Наркома земледелия.

Иностранный кавалер
После ареста супруга Орлова вернулась к родителям. Все скрытые эмоции Любовь Орлова отныне выплескивала на сцене. Неудивительно, что ее работа нашла отклик — благодаря роли Периколы Любовь вышла из хористок в солистки. По слухам, теперь и отец пошел по стопам сына — сам руководитель Владимир Немирович-Данченко проявил благосклонность к начинающей актрисе.
Скоро у Орловой появился постоянный ухажер, австриец, с которым она начала жить. Трудно понять, что привлекало Орлову в этих отношениях, возможно, это был своеобразный вызов власти, отнявшей у нее мужа. Или желание сбежать из страны, где разрушился ее брак.
Орлова, не обращая внимания на сплетни, продолжала разъезжать по ресторанам с иностранным кавалером.
То, что Любовь не вычеркнула из сердца образ первого мужа, подтверждает разговор, который состоится спустя много лет. Уже став звездой всесоюзного масштаба, Орлова попросит Сталина сообщить ей о судьбе Берзина. Спустя какое-то время ее вызовут на Лубянку и сообщат, что бывший муж жив.

«Веселые ребята» и второй муж
Второй раз в жизни Орловой роковая встреча с будущим мужем происходит за кулисами. Существует несколько версий их знакомства, но по основной из них режиссер Григорий Александров специально пришел на спектакль «Перикола», чтобы посмотреть на актрису Любовь Орлову. Он обратил внимание на то, что актриса хорошо двигается и поет — как раз такой типаж нужен был для роли в его новом фильме «Веселые ребята».
Позже Александров рассказывал о том вечере: «Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве». Заручившись согласием Орловой на съемки, режиссер приступил к работе и к «штурму» самой актрисы. На съемки они уехали вместе, несмотря на то что Александров был женат. Фильм снимался на курорте Гагры, и расслабленная атмосфера как нельзя больше способствовала начавшемуся роману. Жена Александрова уехала со съемок, уступив мужа сопернице. А режиссер даже изменил сценарий с тем, чтобы у его пассии было больше сцен.

Оценив потенциал актрисы, Александров начал кропотливо «кроить» из Орловой идеал советских женщин. За образец он взял популярный образ Марлен Дитрих. Так, Марлен известна своим пристрастием к шляпам-цилиндрам, и в «Веселых ребятах» Орлова появилась в точно таком же цилиндре, в котором Дитрих снималась в фильме «Голубой ангел».
Кроме того, Орлова, по настоянию Александрова, стала блондинкой. Позволяя режиссеру лепить свой образ, Любовь внесла в него собственные штрихи. Она всегда знала, как правильно подобрать одежду, чтобы та подчеркивала ее достоинства, например, безупречно тонкую талию. Говорили, что Орлова долгое время носила только белье французского производства, причем непременно фисташкового цвета. Но, получив звание народной артистки, стала надевать сверху советские панталоны. Орлова понимала, что роскошь не должна бросаться в глаза.

Любовь вождя
Премьера «Веселых ребят» оказалась триумфальной. Следующие фильмы с участием Орловой приносят еще больший успех. В психиатрии даже появляется термин «синдром Орловой», которым страдают пациентки, готовые пойти на все, лишь бы походить на кумира. Само собой, на блистательную актрису обращают внимание видные политические деятели.

Сам вождь выделяет актрису, благодаря которой в стране вспыхнул интерес к кинематографу. Как-то на одном из приемов, посвященном картине «Цирк», Сталин «ласково» предупредил Александрова, показывая на Орлову: «Смотрите, не обижайте ее! Обидите — мы вас расстреляем!»
В другой раз, вернувшись с одного из кремлевских приемов, Любовь обнаружила, что потеряла в зале брошь. Она позвонила в Кремль, и Сталин тотчас распорядился включить в зале свет и поискать брошь. Потом они долго разговаривали по телефону. И такие разговоры происходили еще не раз. При этом Любовь сразу четко обозначила свои позиции. Так, она с самого начала отказалась посещать неофициальные приемы, которые Иосиф Виссарионович устраивал на даче. И, как ни странно, вождь спокойно реагировал на ставшую привычной фразу: «Орлова занята».
Кропотливо работая над своим имиджем, Орлова привыкла реагировать на любые события с поистине спартанским спокойствием. Их жизнь с Александровым, возможно, была не такой гладкой, как казалась со стороны. Ходили неприятные слухи о том, что у Александрова был роман с Гретой Гарбо. У них не было детей, и, живя вдвоем в большом доме, супруги сохраняли галантную, но не совсем понятную дистанцию. Они ночевали в разных спальнях и называли друг друга исключительно на «вы».

Стремясь к идеалу во всем, Орлова строго подходила к семейному укладу. Любую встречу она могла прервать словами: «Через пять минут у Григория Васильевича обед». Домашние говорили, что Орлова очень избаловала Александрова. Однако она скорее просто старалась держать высокую планку во всем: от личных отношений до внешности.