Сегодня мы можем практиковать позы Камасутры и тантрический секс, не следуя при этом всем желаниям мужчины и открыто выражая свои пристрастия. Но были времена, когда сексуальные культуры Запада и Востока не смешивались в одном флаконе глобализации.
На заре человечества восточная и западная культуры были на удивление похожи в своем отношении к сексу. Они отличались в нем такой простотой и непосредственностью, что этот период можно смело назвать детством сексуальности. Фаллос не считался «срамной» частью тела, а служил символом плодородия и жизни. В древней Индии, Японии, Египте и Греции он был божественным органом, достойным запечатления в золоте, граните и дорогом дереве.
Женская привлекательность воспринималась с наслаждением и восхищением, проституция была неоспоримой частью ранних религиозных обрядов, а девственность казалась древним народам чуть ли не досадным недоразумением, от которого следует скорее избавиться — пусть даже в храме, с помощью искусственного пениса. Что уж говорить про сам секс, который был нормальной частью жизни, служащей не только для деторождения, но и для наслаждения. Однако времена изменились. Культурные пути Востока и Запада постепенно разошлись, чтобы через три тысячелетия соединиться. Но до чего непохожими стали за это время западные и восточные люди, и какими разными оказались их эротические истории!
Сила природы и природа греха
Традиционные восточные культуры за редкими исключениями относились к половому акту как к приятному способу очистить тело и душу мощной энергией и вспомнить о связи с природой. В частности, китайские традиции Дао учили партнеров поддерживать равновесие между женским и мужским началом, управлять сексуальной энергией и достигать одновременного оргазма, который считался пиком сексуальной гармонии в паре. Аналогичным отношением к сексу в Индии отличались учения индуизма и тантризма, воспринимавшие секс как магическую возможность постичь тайны Вселенной, а в арабских странах — ислам, который отводил полноценной сексуальной связи мужа и жены важную роль в счастье семьи. Впрочем, не все восточные культуры относились к сексу с подобным энтузиазмом. Распространенное в Китае конфуцианство проповедовало власть разума над чувствами, а буддизм и вовсе рекомендовал безбрачие, считая сексуальную энергию разрушителем внутренней гармонии человека.
Пока в Индии писали «Камасутру», а в Китае — поэмы о даосских техниках секса, западный мир с каждым новым столетием возвышения христианства относился к этой теме все болезненнее. И пусть современные исследователи усматривают в истоках христианской религии проповедование сверхлюбви, не отрицающей при этом сексуальность, священнослужители Средневековья не видели в сексе ничего благостного. Половой акт предназначался исключительно для продолжения рода, а секс без цели зачатия или слишком приятный (с открытыми глазами, в разных позах, чаще раза в неделю или с нескрываемым наслаждением) считался грехом.
Эпоха Возрождения, давшая начало первым исследованиям в области анатомии, не сильно изменила депрессивные настроения, и общая стеснительность и скованность в вопросах секса не покидала западную цивилизацию вплоть до конца XX века. Конечно, крайности в духе викторианской Англии, где замужние женщины заболевали психическими расстройствами из-за недостатка сексуального внимания, всегда соседствовали с хорошо скрываемым развратом и сексуальными отклонениями. Но добропорядочные европейцы и американцы предавались телесным радостям под постоянным страхом быть осужденными, осмеянными или отлученными от церкви. Что не могло не сказаться на дальнейшей сексуальной истории западной цивилизации.
Сходство неразрешимого
Несмотря на коренные различия в восприятии секса и сексуальности, западная и восточная культуры удивительно походили друг на друга в одном: в отношении к женщине. В обоих случаях ей отводилась роль своеобразного сосуда, с той только разницей, что на Западе — сосуда дьявольского, а на Востоке — божественного. Даосизм, тантризм, индуизм и ислам обязывали мужчину полностью удовлетворять женщину, ибо через ее счастье на мужчину, согласно восточным религиям, распространяется вселенская гармония. При этом слабый пол не наделялся слишком уж большой властью, и лавры «высшего разума» все же отводились мужчине. Удивительно, как похожа в этом противоречии была западная культура: восхваляя несомненную чистоту Божьей Матери, христиане не забывали обвинять всех остальных женщин в безусловной греховности и неразвитости.
Впрочем, роль женщины — не единственное сходство, объединяющее сексуальность Запада и Востока. Бережливое отношение к мужскому семени — вот еще один общечеловеческий «пунктик» в плане секса. Западные врачи считали мужскую мастурбацию опасной для здоровья, а священнослужители попросту греховной, но и те и другие пытались доказать вред телу и душе опасностями излишней потери семени. Восточные мастера смотрели дальше: они относились к мастурбации, как к похвальному способу познать себя, но все же стремились научить юношей заниматься сексом, испытывая оргазм без эякуляции, дабы не расходовать жизненную энергию впустую. Видимо, отношение к сперме как к природному богатству и ограниченному ресурсу присуще мужскому роду вне зависимости от времен и народа.
Свидание Востока и Запада
Первая встреча вызвала у представителей двух культур смешанные чувства. Легко представить себе изумление европейских путешественников, которые с XVIII века стали все чаще добираться до Индии, Гоа, Суматры и Японии. Секс в этих странах показался им слаще сахарного тростника и пикантнее любых пряностей, ведь на Востоке он в отличие от христианской Европы был важной сферой жизни и не связывался с понятиями греха и брака. Редкие европейские колонизаторы могли держать в руках себя и Библию, насмотревшись на обширные гаремы при султанских дворах и толпы ухоженных азиаток, легально занимающихся проституцией, а также пообщавшись с японскими и китайскими женщинами, считавшими своим естественным долгом доставлять мужчине удовольствие.
Результатом этого свидания Запада и Востока нередко становились многочисленные внебрачные дети и трагедии в духе «Мадам Баттерфляй». Не выдержав оскорбления быть оставленными ради законной жены европейца, азиатские женщины иногда кончали жизнь самоубийством. Вот так через экстазы и суициды было положено начало сексуальной глобализации: представители двух миров обменялись не только генами, но и культурами — сексуальными в том числе.
Знакомясь друг с другом ближе, Восток учил Запад науке чувственной любви с помощью книг, сексуальных практик и специально обученных женщин, а Запад настраивал Восток быть проще в отношении секса. Конфликты были неизбежны: заезжие в Азию европейцы и американцы не всегда понимали, что половой акт — не самое важное, что есть в эротической культуре, и обижали гейш своим отношением, как к проституткам. Впрочем, многие западные люди до сих пор относятся к сексу слишком однозначно. В этом трудно не обвинить сексуальную революцию, которая могла произойти только на Западе — подобно бурному оргазму после долгого воздержания под влиянием религии. Не в пример западным, большинству восточных людей никогда не было интересно оголяться и рассказывать о своих похождениях во всеуслышание. Секс для них — интимный обмен энергиями, сохраняющий отношения в паре и не допускающий сторонних взглядов. Люди восточной культуры считают, что секс всегда был и есть, поэтому смысла в борьбе за него нет.
Однако с течением времени два мира постепенно пришли к странному, но все же компромиссу. Азиаты беззастенчиво снабжают человечество комиксами порнографического содержания и календарями с обнаженными тайками, но краснеют, вскользь упоминая о своих сердечных подругах. Западные люди пытаются научиться тантрическому сексу, практикуют позы Камасутры и учатся доставлять друг другу удовольствие, так и не сумев придумать достойных синонимов к словам «вагина» и «пенис». Но все же в этом причудливом переплетении культур сексуальность получает новые оттенки, звучания и прочтения.
Фото: Legion-Media.ru