Этой весной главные ювелирные дома Европы, как всегда, блистают (причем в прямом смысле этого слова) новинками. Эпоха стремительного роста благосостояния на Ближнем и Дальнем Востоке подстегивает художников к тому, чтобы каждые полгода обновлять коллекции. Особенно преуспел в этом Дом Dior.
Бессменный автор всех коллекций haute joaillerie последних лет Дома Dior Виктория де Кастеллан всегда питала склонность к ярким цветам и инфантильным темам, что, впрочем, не мешало ее украшениям снискать популярность среди подрастающего поколения французской и мировой буржуазии. В прошлом году Виктория и творческий коллектив ювелиров постарались на славу — коллекция Dear Dior стала буквально «золотой серединой» между ребячеством и классикой. Отчетливый восточный мотив выразился в невероятной колористике и размере украшений. Тщательно подобранные аметисты, опалы, турмалины, бриллианты, рубины, цветные сапфиры создали яркую мозаику цветов, буйство которых гармонично уравновесила классическая форма серег, брошей и колец. Изюминкой коллекции стала почти незаметная закрепка камней, что не бросается в глаза с первого раза. Присмотритесь, и вы увидите, что камни «дышат» в отсутствие золотых оков.
Cartier, как и многие классические ювелирные дома, давно живет в двух измерениях: для масс и для избранных. Настоящее творчество, разумеется, кипит там, где художника не ограничивают суммой, за которую можно продать его украшение. Так получаются произведения высокого ювелирного искусства, вошедшие в грандиозную коллекцию Dépaysement («Пейзаж»), которую Дом Cartier презентовал в прошлом году и которая уже осела в частных ювелирных собраниях.
Что можно сказать о Dépaysement? Cartier по-прежнему держит марку. Пожалуй, так стойко подчеркивать пресловутую классику удается только Дому Chanel. Традиционная пантера, отдыхающая на крупном сапфире — из века в век повторяющийся мотив, — присутствует и в новой коллекции. Драгоценные змеи, птицы, растения и насекомые выглядят несколько чопорно. В украшении, будь то брошь или кольцо, есть только один яркий камень, и его блеск приглушен холодным белым золотом и бриллиантовой инкрустацией. В общем, если вы хотите всегда быть над модой — присмотритесь к Cartier. Единственной революционной вещью коллекции Dépaysement можно назвать роскошное колье, сотканное из опаловых бусин. Такой удивительной имитации жемчуга из не менее дорого материала еще не делал никто.
Ювелирные «хулиганы» из Швейцарии — de Grisogono — любят эксперименты. Их не волнует, будут ли сегодняшние украшения марки цениться через сто лет или хотя бы в следующем сезоне. Подобная свобода действий привела к появлению ультрамодной коллекции Sugar. Легкомысленные часики, усыпанные кристаллами бриллиантов будто сахаром, можно съесть ненароком. «Съедобность» в последние годы стала отличительной чертой итальянского ювелирного дизайна. Соответственно, чем ближе к Италии, тем более аппетитно выглядят украшения. «Сахарные» часики de Grisogono выпущены с ободками из «пенистой» кожи ската. Кристаллы тонут в пенке, оставляя сладость на губах — таков смысл рекламного ролика, сопровождающего выход коллекции. Лизните сахарок и получите удовольствие!
Стремление поражать зрителя необычными находками продемонстрировали ювелиры Дома Hromov. Украинцы смогли в прошедшем сезоне создать кольцо, в котором главные элементы — ободок и верхушка — состоят из миниатюрных золотых бабочек, крылья которых инкрустированы бриллиантами. В центре этого искрящегося роя — крупный рубин. Кольцо получило название «Охота на бабочек» и продолжило серию украшений, в которых именно бабочки являются центральным мотивом.
Цветочная тема — наверное, самый популярный и самый повторяемый ювелирный и вообще модный тренд сезона, что подтвердила новая коллекция Дома Chanel — Jardin de Camélias («Сад Камелий»). «Шанель» традиционно аккуратны с цветом. Несмотря на жизнерадостное название коллекции, в украшениях преобладает двухцветная гамма (черно-белая) иногда с теплой нотой, которую вносят пурпурные сапфиры. Строгость нарушают формы цветов: пышные и крупные соцветия придают украшениям поистине роскошный вид, который, возможно, вряд ли оценила бы сама Коко Шанель, всегда тяготевшая к минималистичному лоску. Важным акцентом «Сада Камелий» стала резьба по полудрагоценным камням, которые обычно гранят и шлифуют. Тоже находка.
Похвальное стремление сразу встать в один ряд с «классиками» продемонстрировал британец Жак дю Роз. Вдохновленный ювелирным творчеством Рене Лалика, дю Роз основал собственный бренд duRose и уже в начале этого года продемонстрировал яркую, несколько вычурную, но весьма качественную коллекцию Danger. Хищники — главный сюжет «Опасности», сработанной на довольно высоком уровне ювелирного мастерства. Некоторые украшения запредельно хороши. Например, брошь «Высокомерие», изображающая ночную бабочку, присевшую на распустившиеся бутоны орхидеи. Ночной колорит подчеркнут черными и белыми бриллиантами с вкраплениями турмалинов и розовых бриллиантов. Бабочка максимально реалистична, а сама композиция сложна и продумана: для новичка дю Роз — более чем профессионален. Интересно, что он покажет в следующем сезоне?
В феврале французский Дом Boucheron представил небольшую новую коллекцию Serpent Bohème («Богемская Змея»). Возможно, адресатом новой коллекции стала как раз таки богема, поскольку красиво и сравнительно недорого. От змеи в украшениях очень немного: чешуевидные золотые изгибы, которые завершаются утолщениями в виде капли… или головы змеи. Все очень символично, без излишнего натурализма. Коллекция отличается от исключительных украшений, которые обычно демонстрирует Boucheron. Скорее всего, Serpent Bohème создана для бутиков и duty free — то есть для широких масс почитателей, которые хотели бы получить хотя бы небольшую вещицу прославленного французского дома.
Фото: архивы пресс-служб