Назад в будущее: ретрофутуризм как тренд

Мода на ретрофутуризм, что следует из самого названия, соединяет в себе трогательные вещи из 30-х, 40-х, 50-х и 60-х и представления об одежде будущего, самой показательной иллюстрацией которых могут служить костюмы героев сериала «Стартрек» или фильма «Звездные войны».

Ретрофутуризм — это то, как видели будущее прошлые поколения и как в далеком будущем, возможно, будут видеть прошлое. Пока же этот стиль остается чудесным анахронизмом, который позволит избежать скучной реальности не хуже научной фантастики Жюля Верна и вдобавок выделиться на фоне пресловутой серой массы.

В 60-х Пьер Карден был, по сути, первым адептом ретрофутуризма: он создавал трапециевидные платья, вырезал на них дырки в форме странных геометрических фигур, дополнял это круглыми шлемами, пластиковыми очками на пол-лица и цветными лосинами
В 60-х Пьер Карден был, по сути, первым адептом ретрофутуризма: он создавал трапециевидные платья, вырезал на них дырки в форме странных геометрических фигур, дополнял это круглыми шлемами, пластиковыми очками на пол-лица и цветными лосинами

«Когда я начал работать в моде 60 лет назад, — рассказывал известный дизайнер Пьер Карден, — люди постоянно называли меня сумасшедшим и отказывались носить мою одежду». Молодость Кардена пришлась на 60-е годы, и по тем временам его считали настоящим модным бунтарем. Он создавал трапециевидные платья, вырезал на них дырки в форме странных геометрических фигур, дополнял это круглыми шлемами, пластиковыми очками на пол-лица и цветными лосинами.

Творения Кардена до сих пор не дают покоя современным дизайнерам и вдохновляют их на схожие по духу коллекции: слева - коллекция Pierre Cardin 60-х годов, справа - коллекция весна-лето 2013 Moschino
Творения Кардена до сих пор не дают покоя современным дизайнерам и вдохновляют их на схожие по духу коллекции: слева - коллекция Pierre Cardin 60-х годов, справа - коллекция весна-лето 2013 Moschino

В 1965 году другой дизайнер, Пако Рабанн, предложил модные платья из так называемых «материалов будущего» — пластика, целлофана и металла. Именно так, по представлениям Кардена и Рабанна, должны были одеваться люди в будущем. Позднее это модное веяние окрестили ретрофутуризмом.

Для ретрофутуризма от Fendi (слева) и Chanel (справа) характерны гипертрофированные формы и крой, а вот Balenciaga (в центре) делают ставку на асимметрию и монохромность
Для ретрофутуризма от Fendi (слева) и Chanel (справа) характерны гипертрофированные формы и крой, а вот Balenciaga (в центре) делают ставку на асимметрию и монохромность

Мода на ретрофутуризм, что следует из самого названия, соединяет в себе трогательные вещи из 30-х, 40-х, 50-х и 60-х и представления об одежде будущего, самой показательной иллюстрацией которых могут служить костюмы героев сериала «Стартрек» или фильма «Звездные войны». В середине прошлого века люди считали, что в будущем все будут пользоваться летающими машинами или регулярно совершать поездки на космических кораблях. Соответственно, и одежда должна была быть такой же невероятной (почему-то самыми невероятными считали латекс и металлик, в которые облачались с ног до головы).

У Roland Mouret (слева) и Lanvin (справа) также лидирует черно-белая геометрия, а вот любители экспериментов Theyskens' Theory (в центре) превратили своих моделей в героинь фантастических фильмов 70-х
У Roland Mouret (слева) и Lanvin (справа) также лидирует черно-белая геометрия, а вот любители экспериментов Theyskens' Theory (в центре) превратили своих моделей в героинь фантастических фильмов 70-х

Потерянный между прошлым и будущим ретрофутуризм стал стилем, который теперь стоит вне времени. Поэтому дизайнеры периодически показывают его в своих коллекциях. Ультрасовременные материалы, вроде металлизированных тканей у Burberry Prorsum, сочетаются со вполне привычными тренчами. Асимметрия и архитектурный крой изделий у Balenciaga, Roland Mouret и Lanvin делают их похожими не на одежду, а на объекты искусства. Объемные формы у Chanel и Fendi словно создают новые пропорции людей будущего, а полупрозрачные ткани в коллекции Theyskens’ Theory напоминают об одежде инопланетян. Гипертрофированные детали, вроде котелков-шлемов у Moschino, словно намекают, что к будущему нельзя относиться слишком серьезно.

L'Wren Scott известны своими скандальными коллекциями, в том числе в стиле ретрофутуризма
L'Wren Scott известны своими скандальными коллекциями, в том числе в стиле ретрофутуризма
13