У Tiffany&Co случился настоящий праздник. Компании удалось поработать над самым крупным историческим блокбастером сезона — экранизацией знаменитого романа Фицджеральда «Великий Гэтсби». Специально для фильма художники-ювелиры «Тиффани» разработали особую коллекцию в стиле арт-деко, который главенствовал в 20—30-х годах прошлого века. Канун Великой депрессии получился красочным, ярким и безумно дорогим. Пока в наших широтах Эллочка-Людоедка примеряла мексиканского тушкана, ее заокеанские «сестры по призванию» украшали себя перьями и бриллиантами. Для демонстрации и продажи украшений после съемок картины компания выстроила специальные тематические боксы, позволяющие разглядеть и проникнуться эпохой, а главное, понять красоту замысла.
Украшения из коллекции «Великий Гэтсби» довольно своеобразны. Архаика стиля наложилась на общий традиционно «скромный» дизайн Тиффани. Лучше всего тиары, колье и броши геометрического рисунка, буквально сотканные из белого золота, жемчугов и бесцветных бриллиантов, будут смотреться именно в созвучии с нарядом столетней давности — бархатными черными «портьерами», богемно ниспадающими с плеч. Тогда у таких украшений есть шанс выделиться. Поэтому, если вам предстоит тематическая джазовая вечеринка или чтение бессмертного романа Фицджеральда в компании олигархов — «Тиффани» в помощь.
Кстати, еще одним ювелирным прорывом (правда, не американским) в кино стала «Анна Каренина», вышедшая на экраны России в 2013 году. Благодаря Кире Найтли Модный дом Chanel сумел продемонстрировать свои последние достижения. В отличие от «Тиффани» европейцы не рассчитывали на случай в большом кино, поэтому украшения, в которых Найтли-Каренина живет, любит и страдает, вполне современные, а не адаптированные под сценарий. Увы и ах, роскошный бриллиантовый пион на плече у Анны в сцене семейной ссоры или драгоценные розы в колье (в сцене бала) — все это вносит легкую дисгармонию в образ. Все-таки цветы мастера-ювелиры в XIX веке делали по-другому.
Но вернемся к ювелирам Соединенных Штатов: подозревая, что не все смогут оценить возрожденный арт-деко, вместе с коллекцией Jazz Age Glamour, Дом «Тиффани» выпустил свою ежегодную Blue Book. Под толстой обложкой фирменного бирюзового цвета — десятки украшений, созданных в одном экземпляре. «Тиффани» славится своим недорогим массовым сегментом, но деньги компании приносят, разумеется, не милые сувениры по 200 долларов, а именно Blue Book.
«Синяя Книга» больше всего напоминает дневник отличницы. Столь аккуратных украшений, которые буквально дышат классикой, не создают даже европейцы. У Blue Book есть свое странное свойство: каждое украшение в отдельности производит хорошее впечатление, но беглый осмотр всей коллекции заставляет зевать — все выполнено настолько «классически», что даже скучно. Фамильный изъян всей американской ювелирной индустрии — отсутствие ярких художественных решений — есть и в «Синей Книге» «Тиффани». В негласном и вечном споре о том, что важнее в украшении — дизайн или камни, американцы последовательно выбирают второе. Жемчуг, бриллианты, параибские турмалины с оттенком характерной для «Тиффани» бирюзы, и крупные пудровые морганиты — самые «необычные» решения в Blue Book 2013. Традиционные крупные бриллианты от золотистого до коньячного цветов, один зеленый бриллиант в окружении бесцветных (в кольце) — все это, безусловно, заслуживает «пятерки». Потому что «девочка старалась». Конечно, пребывание в составе Тиффани такого прославленного мэтра, как Жан Шлюмбергер, не могло не оставить своего следа в «Синей Книге». Большой неожиданностью смотрится пышный рубиновый браслет, украшенный сапфировой «чешуей», а также рубиновое колье, напоминающее соцветия загадочного тропического дерева — две яркие «реплики» из прошлого выпадают из пуритански вышколенного визуального ряда Книги.
Чтобы стало яснее, в каком кризисе пребывает американский ювелирный дизайн, стоит взглянуть на украшения, например, компании Miseno из Нью-Джерси. Аскетичная простота дизайна, приближающая украшения чуть ли не к этническим побрякушкам, — главный «конек» американских компаний. Философия проста: натуральный камень хорош без всякого дизайна, который, упаси боже, сделает украшение дорогим, привнесет ненужную вкусовщину, которую в момент кризиса нелегко будет продать если что. «Зачем вам это нужно?» — как бы спрашивает нас Misino, предлагая незатейливые сережки с салатовыми хризолитами или лиловыми аметистами.
Поэтому если кто и будет совершать революцию в болотце американского ювелирного дизайна — то, конечно, не старый и уважаемый американский бренд (Tiffany&Co безнадежно усох в рафинированной классике) или те, кто в «тренде». Это дело перспективных новичков, к которым можно по праву отнести Jay Carlile. Бренд появился всего два года назад и уже успел покорить сердца публики из Беверли-Хиллз. Страсть состоятельных американок к крупным бриллиантам не могла не сказаться на первых коллекциях бренда, однако руководство компании настоятельно продвигает именно дизайнерские вещи, которые, прямо скажем, удивляют.
Как откровение из другого мира смотрятся уникальные, созданные в одном экземпляре броши «Хамелеон» и «Морской конек». Уже выбор материалов покоряет разнообразием. Невероятно пластичный хамелеон, сидящий на золотой ветви с бриллиантовой инкрустацией, буквально соткан из многоцветной мозаики камней. Коньячные и бесцветные бриллианты, сапфиры желтого, оранжевого и голубого оттенков, цавориты (зеленые гранаты), меняющие свой цвет александриты и шпинель — драгоценная «шкурка» рептилии так и манит! Великолепный морской конек демонстрирует ту же стилистическую роскошь.
Сверкая аметистовым брюшком (блеск камней несколько сглажен огранкой «кабошон»), конек лукаво смотрит на зрителя из-под рубиновых гребней и всем своим видом склоняет к покупке. Попадут ли украшения Jay Carlile в Россию — сказать сложно. Скорее всего, это произойдет через много лет, когда состоятельная публика насытится европейским шиком и протянет руки и кошельки к вещам по-настоящему элитарным. Сейчас же компании, подобные Jay Carlile, работают исключительно на себя, производя знаковые вещи, которые станут лицом бренда, и не задумываются о покорении мира. Вместо них это сделают их украшения!