Взгляд художника: женщина на кухне

Женщина всегда была одним из центральных объектов искусства. В попытках запечатлеть красоту и понять женскую сущность великие художники изображали женщин не только «при параде» или в стиле ню, но и в обычной бытовой жизни, например, на кухне.

Женщина всегда была одним из центральных объектов искусства. В попытках запечатлеть красоту и понять женскую сущность великие художники изображали женщин не только «при параде» или в стиле ню, но и в обычной бытовой жизни, например, на кухне.

Диего Веласкес «Старая кухарка», 1618 год


«Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса. Как и другие картины севильского периода, она выполнена в жанре бодегонес (исп. bodegon — трактир, харчевня), сочетающем в себе элементы бытовых сцен и натюрморта. Трактирные и кухонные зарисовки были внове для испанского искусства того времени, поэтому их часто критиковали за низменные и ничтожные сюжеты. В сравнении с религиозными полотнами, пейзажами, портретами достойных лиц, изображение старой кухарки, готовящей яйца-пашот, смотрелось нелепо и несколько возмутительно. Но Веласкесу, следующему советам своего учителя Франсиско Пачеко, важно было научиться точно воспроизводить натуру. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше.

Франс Снейдерс «Кухарка у прилавка со снедью», 1630-е годы


Начав свой творческий путь с написания небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, Снейдерс впоследствии стал создавать монументальные картины большого формата. На них художник изображал всевозможные дары природы: сочные фрукты и овощи, свежую рыбу, битую дичь. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. Доподлинно известно, что человеческие фигуры на его полотнах рисовали другие мастера, чаще всего Абрахам Янсенс и Якоб Йорданс. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой.

Ян Вермеер Дельфтский «Молочница», около 1658—1660 гг.


Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. К примеру, в отличие от скотницы, работающей в хлеве, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о хранении молочных продуктов, приготовлении творога, масла и сыра, состоянии кладовых и посуды. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. На картине Яна Вермеера фигура женщины с кувшином молока изображена на фоне пустой белой стены — именно эта композиционная простота придает картине выразительность и выделяет ее среди других полотен золотого века голландской живописи. Вермеер не перегружает картину символикой и излишними деталями, а также не боится использовать четкие контуры. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства».

Жан Этьен Лиотар «Шоколадница», около 1743—1745 гг.


«Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара. Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. Сюжет картины прост: служанка в накрахмаленном белом переднике несет на подносе стеклянный стакан с водой и фарфоровую чашку с горячим шоколадом. Кажется, что девушка действительно движется вперед, а не просто стоит, позируя в неподвижности. Интересны и легенды создания этой картины. Самая романтичная из них гласит: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много говорили в то время. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. А в качестве свадебного подарка для супруги князь заказал у швейцарского художника картину. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки.

Жан Батист Шарден «Кухарка, чистящая брюкву», 1773 год


Французский живописец Жан Батист Шарден сознательно избегал в своем творчестве популярных в то время торжественных и мифологических сюжетов. Он предпочитал в правдивой и задушевной манере рисовать на картинах людей третьего сословия. Чаще всего его героями становились женщины и дети. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века.

Фирс Журавлев «Кухарка», 1880 год


Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др.). Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Кстати, что именно она делает — не очень понятно. Замешивает тесто или взбивает масло? Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно.

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923 год


На картине, которую можно отнести к смешанному жанру (портрет с натюрмортом), изображена десятилетняя дочь художницы. Натюрморт здесь способствует созданию трепетного женского образа: героиня, несмотря на юный возраст, кажется не ребенком, а девушкой — нежной, светлой, чистой. Композиционная гармония достигается за счет умелого сочетания Серебряковой теплых и холодных цветов — белого, синего, оттенков бордового и оранжевого.