«Я анорексичка»: реальные истории девушек, которые смогли вернуться к нормальной жизни

Погоня за идеалом стройности часто оборачивается страшной бедой.

В наше время стройность стала одной из составляющих жизненного успеха. С экранов, глянцевых страниц, рекламных плакатов на нас смотрят худые, ухоженные, уверенные в себе девушки и юноши. Однако погоня за идеалом иногда оборачивается страшной бедой. Автор lady.mail.ru встретилась с девушками, которые заболели анорексией, но все-таки сумели или, по крайней мере, пытаются вернуться к нормальной жизни. Перед вами — реальные истории. Имена, по понятным причинам, изменены.

body
Источник: Unsplash.com

Thebloodyearth, 29 лет

Пять лет назад я презирала модные диеты звезд и неокрепших умом подростков. Просто как-то так вышло, что я решила немного похудеть. Мне было 24 года, я была прекрасным специалистом на работе, планировала стать начальником отдела крупной компании, получала хорошую зарплату, жила с парнем и задумывалась о свадьбе. Анорексия пришла ко мне незаметно, встраиваясь в образ жизни и прикидываясь, как ни странно, развитием, самореализацией.

Мир разделился на эффективную и бесполезную части. Под лозунгом «ничего лишнего» я лишала себя пищи и отдыха. Коллеги, замечая перемены, с уважением говорили, что я похудела. Мой гражданский муж с удовольствием отмечал мои обновленные формы. О, здравствуй, новый мир, без комплексов, без страха оказаться недостаточно совершенной! Мне казалось, что все отлично, но вдруг меня поразило одно мое фото, сделанное на смартфон. Это было похоже на хронику страшной войны. Никакой сексуальности не было в ребристых очертаниях грудной клетки, посеревшей коже тонких бледных палок-рук, нелепой демонстрации отсутствующих грудей...

В ванной провела полчаса. Я впервые рассматривала свое тело, силясь найти в нем очертания того страшного монстра. Но в зеркале была всего лишь я, обычный мой облик не внушал никаких опасений. Разве я могла так измениться?

Сейчас мне 29, я безработная, трижды лежала в психиатрической больнице и несметное количество раз — в больницах общего профиля, перенесла два эпилептических припадка, потеряла несколько зубов. Я вынуждена постоянно принимать антидепрессанты и психотропные препараты, состою на учете в ПНД, из дома практически не выхожу, живу с матерью на ее пенсию, сейчас мой вес 40 кг (минимальный был 31,2 кг при росте 162 см), месячных нет уже пять лет. Гормональный фон нарушен, из-за чего я абсолютно асексуальна, а из-за постоянного приема разных лекарств моя психика порой совершенно неадекватна.

Комментирует руководитель Института диетологии и диетотерапии, доктор медицинских наук, профессор, врач-диетолог, психотерапевт Михаил Гинзбург:

Очень типичная история, когда человек испытывает возбуждение, некий подъем, как будто его что-то гонит, и в какой-то момент наступает истощение, когда он не видит ни в чем смысла. Здесь я могу только посочувствовать героине и посоветовать продолжить лечение у психиатра. И очень важно доверять врачам, которые проводят лечение, сотрудничать с ними.

Алена, 25 лет

Меня постоянно дразнили из-за лишнего веса. Но в 13 лет я твердо решила избавиться от него, а также от своих комплексов. Я совершенно не хотела какой-то экстремальной худобы и модельной внешности. Я просто решила получить свою «нормальную» фигуру. В галерее читайте о звездах, которые навредили своему здоровью из-за диет:

11

И я ее получила. За 5 месяцев жесткой диеты (в день я съедала не более 1000 ккал при норме в 2000) мне удалось сбросить вес с 83 килограммов до 60. Это было настоящее чудо. Все мною восхищались, говорили мне, какая я худенькая, красивая. Говорили мне о том, что дальше худеть не стоит. Но разве слова могли остановить меня? Конечно же, нет.

Это было отвратительное время, я просто сошла с ума от желания быть худой как щепка. Все мои мысли были сосредоточены на еде. Умственная деятельность снижалась, менструальный цикл нарушился в корне. Частые депрессии, суицидальные наклонности и одиночество — вот, что получила я вместо желанного когда-то идеального тела. Вес снизился до 50 кг.

И тогда начался еще один круг ада — булимия. Лето прошло в постоянных обжорствах. Я бросила друзей, в буквальном смысле закрылась в комнате и начала стремительно набирать вес. Осенью на весах я увидела цифру 72. И снова жесточайшая диета, протянувшаяся два месяца ровно. В день я потребляла не более 500 ккал, иногда просто сидела на одной воде.

В результате — убитый обмен веществ, нарушенный менструальный цикл, нестабильная психика, частые депрессии и на их фоне сильные обжорства, нередкие галлюцинации, разорванные дружеские отношения... Сейчас при росте 173 я вешу «свои» 63-65 килограммов. И я все еще думаю о диетах, правда, после всего пережитого я стала по-другому к ним относиться.

анорексия
Источник: Unsplash.com

Комментирует врач-диетолог, психотерапевт Михаил Гинзбург:

Анорексия и булимия — две стороны одной медали. У человека имеется определенный пищевой инстинкт, и булимия — это следствие попыток его укротить. Но он прорывается эдаким бунтом. А люди воспринимают все наоборот: они должны держать себя в руках, потому что у них булимия такая ужасная. Если человек не ставит себе резких и строгих ограничений и запретов, то у него и булимии не бывает. Одна из главных проблем в лечении булимии — это не как воспитать силу воли, а как заставить себя довериться своему организму.

Оксана, 24 года

Я очень хотела стать моделью (в возрасте 14 лет при росте 170 см я весила около 70 кг — для подиума многовато). Перепробовала кучу диет, спорт, бассейн. Не помогало. И я решила, а чего бы мне совсем не ограничиться в питании? Где-то через полгода я будто начала таять… Дошло до 28-29 кг.

Дальше ничего интересного. Больницы, клиники... Врачи предлагали родителям купить местечко на кладбище (бедные мои родные, и особенно мамулечка). Что творилось в голове, не передать словами! Кто прошел это, тот знает. Нормально есть так и не начала. Сейчас я вешу 60 кг и продолжаю взвешиваться каждое утро... и каждый раз увидев "+" на весах, очень огорчаюсь.

Я вышла замуж (кстати, это событие во многом поспособствовало прибавке веса, за 4 месяца я набрала — о, ужас! — 10 кг). До сих пор очень боюсь поправиться, и каждый грамм для меня  стресс, но у меня есть цель: я очень-очень хочу родить сына любимому мужу, и эта цель заставляет меня двигаться, надеюсь, в правильном направлении.

Комментирует врач-диетолог, психотерапевт Михаил Гинзбург:

Если спросить любую девушку-анорексичку, чего она хочет, она ответит, что хочет похудеть, стать красивой. Казалось бы, вполне позитивное желание. Но на самом деле ею движет патологическая боязнь поправиться — что если за эту неделю она набрала 300 г, то точно так же она легко наберет и 30 кг. А страх очень сильно калечит психику. Человек с ним живет, работает, ходит в гости. Постепенно паника начинает угнетать, и формируется патология. не видел ни одной анорексички среди тех, кто по-настоящему счастлив, кто по-настоящему любит. Как только у женщины появляется любовь, ощущение нужности самой себе, ей тут же становятся нужны и другие люди, и жизнь приобретает другие краски.

Симптомы анорексии

Анорексия — психическое заболевание. Симптомами могут быть стойкий отказ от еды, вызывание рвоты, постоянный прием слабительных, стремление увидеть на весах цифру меньше, чем была накануне, чрезмерная худоба, нарушение гормональной деятельности.

Как распознать признаки надвигающейся анорексии? Главный критерий — нормальные желания помогают человеку жить, а патологические мешают. «Я встречал очень много девушек, которые болезненно фиксируются на своей внешности, фигуре и питании. Это пока еще не анорексия, это невротический уровень. Проще говоря, она весит чуть больше, чем ей хотелось бы, она запрещает себе все, что бы то ни было, потом срывается и набирает снова тот же вес. И она впадает в отчаяние. Таким девушкам подошла бы хорошая системная работа с психотерапевтом», — говорит Михаил Гинзбург.

Если вы заметили признаки анорексии у вашей подруги или родственницы, ни в коем случае не конфликтуйте и не пытайтесь насильно накормить. Выражения типа «какой ужас, перестань, что ты делаешь» только отвратят человека от близких, потеряется канал коммуникации. Очень важно побудить больного пойти к психотерапевту. Как ни странно, к другим врачам — например, к гастроэнтерологам, гинекологам, диетологам — страдающие анорексией идут охотно. На этом можно сыграть, если найти диетолога, у которого есть образование психотерапевта, или в крайнем случае диетолога, который имел опыт работы с пациентами с пищевыми нарушениями.