О том, что лепка способствует развитию мелкой моторики, знают, наверное, все родители. Но как именно нужно лепить, чтобы занятие было действительно полезным?
По мнению специалистов, начинать заниматься лепкой с ребенком можно примерно с года. Конечно, на первых занятиях никакой собственно лепки не будет: малыш еще к этому просто не готов. Зато ему вполне по силам отщипывать пальцами от пластилинового шарика, кубика или пирамидки (которые, разумеется, слепите вы) маленькие кусочки – вот и простое упражнение для развития мелкой моторики! Потом оторванные кусочки можно прилепить к доске или картону, а то и размазать по ним, а затем перейти к работе с крупными формами – смять пластилиновый шарик, растянуть его, раскатать в «колбаску», а затем снова скатать шарик. У ребенка это может не получиться сразу; будьте готовы подать пример, помочь, подкорректировать движения детских ручек.
Кстати, и мытье рук после занятий с пластилином – процедура, полезная не только с гигиенической точки зрения. Помогите ребенку очистить каждый пальчик, а заодно помассируйте ладошки – это полезно!
Примерно в два года ребенок уже готов к более сложным работам с пластилином: например, вырезанию фигурок с помощью специальных формочек (вроде тех, которые вы используете для печенья). Подготовить пластилиновую массу – размять и раскатать – малыш сможет самостоятельно, просто пластилин должен быть достаточно мягким. Решение побочных задач (например, очистка формочки от налипших кусочков пластилина) тоже способствует развитию мелкой моторики.
Еще один способ полезной лепки для детей двух – двух с половиной лет – это работа с шаблонами. Идея очень проста: вы вырезаете из картона фигурку животного, а ребенок прилепляет к ней отдельные детали – ножки, ушки, хвостик, глазки. Можно украсить пластилином вырезанную из картона елочку, заполнить пластилиновой едой картонную тарелку, и так далее. Чем старше ребенок, тем более ловкими становятся его пальцы, и тем мельче и сложнее по форме могут быть пластилиновые детали.
От плоских фигур можно переходить к объемным: например, начать с шарика (это подготовит ручки ребенка к более тонкой работе), а затем прилепить к нему носик, глазки, лапки, иголки – получится ежик. А дальше все зависит только от фантазии, вашей и ребенка: пластилиновые кубики превратятся в домики или машинки, ну а там и до «огуречка-человечка» недалеко.
Более тонкая работа с пластилиновыми формами – нанесение узоров с помощью стека или простой зубочистки, выполнение орнамента – требует развитой координации движений, способности правильно определить необходимую силу нажатия и способствует развитию мелкой моторики в той же степени, как рисование и письмо.
Но при всей пользе лепки для развития мелкой моторики не нужно забывать и о том, что это занятие может быть очень познавательным для ребенка: заодно малыш выучит названия цветов и геометрических фигур, научится оперировать категориями «больше – меньше», да и просто сможет пофантазировать – конечно, если родители будут рядом, чтобы помочь ему!
Подробнее о проекте http://play-doh.deti.mail.ru/