Детский лепет: о поганках и смысле жизни

Как-то Петя спросил у меня: «А зачем Бог создал грибы-поганки, ядовитые?» Я растерянно начала отвечать, что и ядовитые грибы иногда пользу приносят — из них делают лекарства. Ответ Петю не удовлетворил, и он спросил то же самое у вернувшегося с работы папы...

Как-то Петя спросил у меня: «А зачем Бог создал грибы-поганки, ядовитые?» Я растерянно начала отвечать, что и ядовитые грибы иногда пользу приносят — из них делают лекарства. Ответ Петю не удовлетворил, и он спросил то же самое у вернувшегося с работы папы. Вообще Петя всегда будет задавать один и тот же вопрос до тех пор, пока не получит на него «правильный» (понятный ему) ответ. Папа ответил Пете сразу и коротко: «Бог не создавал поганки. Просто после грехопадения человека пострадала и природа». Я посмотрела на мужа с усмешкой, мол, зачем же объяснять ребенку так «заумно», а Петю спросила: «Понял?» «Понял», — сказал Петя и больше про поганки не спрашивал.

Поганки, кстати, частые «гостьи» в детских книжках
Поганки, кстати, частые «гостьи» в детских книжках

На самом деле во многих книгах по педагогике написано, что не надо сюсюкать с детьми, подсмеиваться над их «сложными» вопросами, отмахиваться от них или отшучиваться. Нужно стараться отвечать правду. Иначе дети просто не будут верить родителям, а позже начнут искать другие, открытые и «достоверные» источники.

Но на практике я не ожидала, что маленькие дети готовы к настолько серьезным ответам и склонны к глубокомыслию. Расскажу еще один случай. К мужу в воскресную школу (он директор) пришла его одноклассница, весьма далекая от церкви женщина, и попросила принять ее шестилетнего сына в школу. На любопытство ответила: «Да он стал смотреть православный телеканал, сам! Я ему говорю: «Переключи, че фигню всякую смотришь?!» А он мне отвечает: «Мама, ты что, это же про Бога!» А потом вообще выдал! Я спрашиваю: «Ты кого хочешь, чтобы мы тебе с папой родили, братика или сестричку?» А он мне: «Кого Бог пошлет!»…

Конечно, не все детские вопросы и сентенции глубокомысленны, большинство – это все же детский лепет, процесс говорения, попытки применения новых знаний: «Мама, у тебя нет нимба, значит ты не святая?», «А сейчас ведь в церкви не продают быков?», «Папа, а кто еще умер, кроме твоих папы и мамы?», «У меня нет крыльев, значит, я не ангел и не птичка». Но вопросы, прошедшие через ум и сердце ребенка, выдают себя сразу. Вот как Петин вопрос про грибы, смешной, но не лишенный смысла: ребенок вдруг «обнаружил» несоответствие между всеблагим Богом и наличием в природе «нехороших» поганок.

Может быть, именно так и зарождается та самая серьезность, необходимая во взрослой жизни, то самое чувство, не дающее человеку жить «просто так»?..